Отстранённый полицейский работает в службе спасения. В один вечер ему поступает звонок от напуганной женщины, которая находится в опасности. Сможет ли герой спасти её и найти виновного?
«Виновный» – это ремейк датского триллера, выпущенного в 2018 году. В данном обзоре мы абстрагируемся от оригинала и рассмотрим фильм Антуана Фукуа как самостоятельное произведение.
Это второе сотрудничество Фукуа с Джейком Джилленхолом. Фильм повествует о работе сотрудника службы спасения с тёмным прошлым. Джо Бейлор – американец средних лет с серьёзными проблемами на работе и дома. С женой он больше не живёт, дочку видит редко. На работе во время патрулирования Джо совершает страшный поступок, но до самой развязки это происшествие окутано тайной.
Фильм относится к поджанру, который можно назвать телефонной драмой. На протяжении всего повествования герой взаимодействует с другими персонажами с помощью телефона и компьютера. События и герои скрыты от глаз зрителя. Режиссёр Антуан Фукуа, словно автор хорошего романа, рассчитывает на наше воображение. Мы должны представлять лица героев, их эмоции и даже местоположение.
С телефонной драмой в последнее время режиссёры заигрывают достаточно часто. Особенно интересный экземпляр – отечественный фильм «Коллектор» с Константином Хабенским в главной роли. Как и в «Коллекторе», к Джо Бейлору испытываешь смешанные чувства. Персонаж Джейка Джилленхола дерзкий, самоуверенный. У него есть страшный скелет в шкафу – он убил подростка во время работы в патруле.
Однако Джо вызывает сострадание. Именно этого добивался сценарист Ник Пиццолатто, прописывая настолько контрастного и сложного персонажа. Ведь «Виновный» – фильм не о похищении, больной женщине или правосудии. Это фильм о личностной эволюции и борьбе со стереотипным мышлением. А эволюционировать может лишь действительно интересный и глубокий протагонист.
Джо скован стереотипами. В его выдуманном мире все журналисты – невежды, готовые пойти на всё ради информации; отсидевший мужчина обязательно попытается снова нарушить закон; дети души не чают в полицейских. Скорее всего, именно очередное предубеждение сыграло с героем злую шутку и в той страшной истории с застреленным ребёнком.
Стереотипность мышления Джо двигает сюжет и заражает нас. Когда герою звонит женщина, у него нет сомнений, что она жертва и находится в смертельной опасности. Поэтому Джо мгновенно меняется и показывает свои лучшие качества. Он начинает расследование. Поднимает полицию, просит друзей о помощи, находит маленьких детей «похищенной». У Джо тоже есть дочь, поэтому он готов пойти на всё, чтобы вернуть мать к детям.
Чтобы подчеркнуть решительность героя, режиссёр использует крупные планы и статичную камеру. Мы остаёмся один на один с Джо и его эмоциями. Камера не двинется лишний раз и не отвлечёт нас от переживаний персонажа. Мы следим за каждой мышцей на лице Джилленхола и даже не можем представить, что герой заблуждается.
Зритель заражён, он знает кто виновен, хочет, чтобы Джо спас женщину. Именно поэтому сюжетный твист работает отлично. Сначала мы узнаём, что женщина – не жертва, а затем, что Джо в патруле сам убил человека. Персонаж резко становится ещё более глубоким. Спираль личной прогрессии закручивается. Когда Джо в заключительном акте сознаётся в содеянном, мы осознаём, насколько сильно изменился персонаж.
Он перестал думать стереотипами. Принял, что муж «похищенной» невиновен, что журналистам можно открыться и что полицейские тоже могут серьёзно ошибаться.
На протяжении всего фильма собственная ложь разъедает Джо. Ведь чтобы восстановиться на службе, ему придётся много врать, просить друга дать ложные показания. А самое главное – самому поверить в то, что он не убийца, а защитник.
Ложь в фильме представлена астматической болезнью. Герой буквально задыхается, особенно в волнительные моменты. В конце концов, перестаёт помогать даже баллончик с препаратом (стереотипное мышление).
Для лучшего понимания подтекстов особое внимание стоит уделить свету. В фильмах Фукуа свет – отдельный персонаж. Так, в самом начале герой задыхается в светлом туалете. Пока он может жить ложью и стереотипами. Однако в конце тот же самый туалет обретает серо-зелёный окрас, Джо уже тошнит от происходящего. Он не может жить во лжи.
Окончательная эволюция героя выражается в кризисе внутри кульминации. Герой просит друга не врать, а сказать всю правду об убийстве в суде. Затем звонит журналистке, чтобы покаяться и поведать о выстреле в беззащитного подростка.
Джо осознаёт, что не увидит дочку, что бывшим полицейским в тюрьме очень тяжело, что его жизнь идёт под откос. Однако жить во лжи герой дальше не сможет вовсе. Он виновен и понимает это.
Фильм Фукуа далёк от идеала. Однако «Виновный» – отличный пример совмещения хорошо прописанного персонажа и интересного сюжета с твистом. Причём достичь этого удалось в камерном формате: используя пару комнат, эмоции одного актёра и диалоги.