Голландский постановщик Пол Верхувен всегда любил создавать откровенные, жёсткие и провокационные картины, и, даже перебравшись в Голливуд, продолжил снимать фильмы, поражавшие публику обилием жестокости и кровавых сцен («Плоть+кровь», «Робокоп», «Вспомнить всё»). Именно ему зрители обязаны появлению на свет одного из самых ярких фильмов 1990-х – эротическому триллеру «Основной инстинкт», который вышел на экраны кинотеатров четверть века назад.

До середины 80-х главными персонажами фильмов ужасов и триллеров были мужчины; маньячки вроде миссис Вурхиз из «Пятницы, 13-го», были, скорее, исключением из правил. Но в 1987 году в прокат вышел фильм Эдриана Лайна «Роковое влечение», который, по словам героя Тома Хэнкса из «Неспящих в Сиэттле», «напугал до смерти всех мужчин Америки». Далее последовали экранизация романа Стивена Кинга «Мизери» и «Рука, качающая колыбель», которые имели успех у критиков и зрителей. Ставшая неожиданно модной тема женщин-убийц сыграла на руку сценаристу Джо Эстерхасу, который, написав успешные хиты – «Танец-вспышка» и «Зазубренное лезвие», – находился в творческом упадке после ряда кассовых провалов («Крупные специалисты», «Музыкальная шкатулка», «Выписка»).

Основной инстинкт

Эстерхасу срочно был необходим козырной сюжет, и таковым оказалась идея фильма о женщине-злодейке, которую Эстерхас вынашивал ещё с 70-х годов. По утверждению сценариста, в основе лежала реальная история. Как-то раз он познакомился с девушкой в стриптиз-клубе и в тот же вечер отправился к ней домой, но исход свидания оказался неожиданным. Девушка достала пистолет и стала угрожать Эстерхасу, заявив, что «всем мужчинам нужно одно и то же» и вообще «она уже убила троих». В тот вечер всё обошлось, но сценарист заявил, что эту ночь он запомнил на всю жизнь.

На сценарий будущего фильма повлиял и сюжет «Зазубренного лезвия», в котором женщина защищала понравившегося ей мужчину и благодаря симпатии не смогла разглядеть в нём преступника. В новой работе Эстерхас решил несколько переосмыслить этот сюжет и рассказать историю, в которой полицейский, расследующий убийство, совершённое во время секса при помощи ножа для колки льда, попадает под мощный сексуальный магнетизм главной подозреваемой, писательницы Кэтрин Трамелл. Как только замысел полностью созрел в его голове, Эстерхас написал сценарий за 13 дней.

Ему несказанно повезло – студия Carolco приобрела рукопись за беспрецедентный гонорар – 3 миллиона долларов. Дело в том, что студия испытывала большие трудности с окупаемостью большинства проектов, и поэтому боссы Carolco, потратившие огромные средства на такие блокбастеры, как «Вспомнить всё» и «Терминатор 2», не хотели связываться с крупными бюджетами. Продюсер Марио Кассар, купивший сценарий Эстерхаса, увидел потенциальный хит, в который, как он думал, не придётся вкладывать огромные деньги, поскольку это был не фантастический боевик, а эротический триллер. Что ж, мистер Кассар немного ошибся.

Основной инстинкт

На посту постановщика продюсер видел только Пола Верхувена, а в роли полицейского Ника – Майкла Дагласа, покорившего Кассара ролями в «Роковом влечении» и «Уолл-стрит». И если с кастингом на главную мужскую роль проблем не возникло (хотя Верхувен поначалу пытался «продавить» кандидатуру Питера Уэллера, с которым он работал над «Робокопом»), то выбор актрисы на роль писательницы-бисексуалки Кэтрин Трамелл превратился в парад звёздных проб.

Продюсеры хотели пригласить Ким Бейсингер, Деми Мур, Грету Скакки, Мэриел Хемингуэй и Келли МакГиллис, предлагали роль Мишель Пфайффер, Мег Райан, Эмме Томпсон и даже Джулии Робертс, но все наотрез отказались сниматься в откровенном фильме. Тогда Верхувен вспомнил о блондинке Шэрон Стоун, игравшей злодейку в его хите «Вспомнить всё». Актриса была единственной, кто не раздумывал ни минуты, к тому же суперзвездой она к тому времени ещё не была и её гонорар ограничился полумиллионом долларов.

А вот наличие других звёзд наложило существенный отпечаток на производственные траты – Верхувен и Даглас скромничать не стали. Первый требовал 15 миллионов плюс проценты от проката, поскольку боялся, что провал фильма пошатнёт его карьеру и хотел таким образом застраховаться от возможной неудачи, а Верхувен, снявший успешные «Вспомнить всё» и «Робокопа», посчитал, что имеет право запросить 5 миллионов за режиссуру. Таким образом, ещё до начала съёмок у продюсеров сформировался первоначальный бюджет – 20 миллионов долларов, который в итоге раздулся до 49 («Вспомнить всё» обошёлся студии в 65).

Основной инстинкт

Хотя «Основной инстинкт» был эротико-психологическим триллером, это вовсе не означало, что он не требовал определённых технических сложностей. Например, сцены в клубе любовника Кэтрин, Джонни Боза, были сняты не в реальном заведении, а в специально выстроенных декорациях, возведённых в павильонах студии Warner Bros. Немного удалось сэкономить на автомобильных трюках – их Майкл Даглас выполнял сам.

А вот в сценах убийств пришлось попотеть – для Верхувена детализация и откровенность кровавых моментов была предельно важна, особенно в самом начале картины. Для этих целей создатели пригласили одного из ведущих мастеров по спецэффектам – легендарного Роба Боттина, с которым Верхувен уже работал и был сильно впечатлён его талантом. В итоге благодаря стараниям Боттина убийства приобрели особую реалистичность. Например, в легендарной сцене убийства Джонни Боза Верхувен очень хотел добиться проявления максимальной жестокости – в частности, чтобы нож для колки льда пронзил лицо жертвы. Поскольку сцену трудно было воссоздать при помощи обычного грима, Боттину пришлось смастерить аниматронную куклу, «игравшую» в кадре роль несчастного Джонни.

Верхувен никогда не скрывал, что на режиссуру «Основного инстинкта» его вдохновил не только собственный фильм «Четвёртый мужчина», но и хичкоковский шедевр «Головокружение», который в фильме очень аккуратно цитируется. Местом действия у Верхувена тоже является Сан-Франциско, роскошный саундтрек Джерри Голдсмита был написан в стилистическом единстве с музыкой Бернарда Херрмана, а влюблённость главного персонажа в роковую красотку так же, как и герою Джеймса Стюарта, мешает ему разглядеть двойственность женщины и ощутить исходящую от неё опасность. Даже наряды Кэтрин Трамелл выбирались главным костюмером фильма Эллен Мирожник таким образом, чтобы они перекликались с одеяниями Ким Новак.

Основной инстинкт

Разумеется, эротизм и неконтролируемое сексуальное влечение тоже стали полноценными инструментами рассказа, а потому подход к материалу должен был быть максимально откровенным. Верхувен вообще с самого начала съёмок заявил, что это будет первый голливудский фильм, в котором покажут эрегированный половой член. Мечтам режиссёра, впрочем, не суждено было сбыться, но по уровню сексуальных сцен «Основной инстинкт» всё равно оказался крайне откровенным зрелищем (ходили слухи, будто Стоун и Даглас занимались в фильме сексом по-настоящему). Хотя обычно продюсеры, курирующие высокобюджетный проект, стремятся максимально смягчить откровенные и жёсткие сцены в угоду рейтингу, Марио Кассар, напротив, прекрасно понимал, в чём состоит уникальность этого фильма и потому требовал от режиссёра максимума. Но конечный результат шокировал даже самого продюсера, и потому Верхувену пришлось перемонтировать картину 14 раз, чтобы получить наиболее приемлемый рейтинг R.

Разумеется, одной из самых цитируемых сцен «Основного инстинкта» является допрос Кэтрин Трамелл, где на ней нет нижнего белья. По словам Шэрон Стоун, она понятия не имела, что именно хочет показать режиссёр в этом эпизоде. Она рассказывала, как постановщик попросил её снять бельё, мол, оно было слишком ярким и мешало при съёмке, но как он поставит камеру она не знала. После, увидев в готовом фильме свои гениталии, она пришла в ярость, а при встрече с Верхувеном «наградила» его пощёчиной. Однако впоследствии Стоун не стала отрицать, что сцена была очень важна для развития истории и её персонажа. Так что об истинной реакции актрисы и правдоподобии этой ситуации можно только догадываться.

Основной инстинкт

Чутьё продюсеров не подвело – выйдя в прокат, фильм стал суперхитом. Хотя отзывы критиков были смешанными (как ни смешно это сейчас звучит, у фильма – три номинации на «Золотую малину» за худшую мужскую роль, худшую женскую роль второго плана и худшую новую звезду), отличный сценарий, блестящая режиссура Верхувена и великолепная игра Майкла Дагласа сделали своё дело – публика была в восторге. Фильм собрал только в США 117 миллионов долларов, участвовал в программе Каннского кинофестиваля и получил две номинации на «Оскар» за лучшие саундтрек и монтаж.

Даглас боялся провала напрасно, Стоун проснулась мегазвездой, большинство сцен стали культовыми, а сам фильм оказался эталонным образчиком эротического триллера, чьи приёмы повлияли на многие другие картины. Увы, «Основной инстинкт» оказался последним хитом в карьере сценариста Джо Эстерхаса – его последующие работы, «Щепка», «Шоугёлз», «Шлюха» и «Гори, Голливуд, гори», потерпели полный провал и принесли ему 4 «Золотые малины». Студия Carolco в итоге всё равно разорилась, а продюсер Марио Кассар, решив напомнить о себе, затеял в 2005 году сиквел «Основного инстинкта». Но о том, что у него получилось в итоге, лучше даже не вспоминать.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here