Вашему вниманию – различные истории криминального жанра: от мести до гангстерских разборок, от отчаяния людей до их полного безумия. В список попали именно фильмы, в которых показывается вся натуралистичность нашего жестокого мира, без хэппи-эндов и штампов. Каждый фильм уникален и является важным представителем своего типажа в жанре, будь то романтичная история про воров, психологическая борьба между преступниками или же кровавая разборка людей, доведённых до полного отчаяния. Истинному криминальному жанру присущи чувство страха, напряжение, бескомпромиссность, жестокость и, конечно же, драматизм.
Долгая страстная пятница (1978, реж. Джон МакКензи)
Гангстерская драма про криминального босса, которого играет ещё набирающий обороты Боб Хоскинс – перед заключением крупной сделки вокруг него разворачивается череда загадочных убийств.
Фильм выделяется тонкой манерой повествования, замедленным и напряжённым ритмом, натуралистичными убийствами и оригинальным финалом.
Забавные игры (1997, реж. Михаэль Ханеке)
Михаель Ханеке любит показывать в кино жестокость во всех её проявлениях, и этот фильм, пожалуй, стал лучшим примером его подхода. Ужасающие и точно проработанные психологические диалоги идут наперевес с беспомощностью и атмосферой безысходности.
События развиваются в доме семьи, состоящей из отца, матери и сына, куда заходят двое молодых людей с просьбой дать им четыре яйца для приготовления блюда. Эта невинная просьба – лишь предлог для проникновения в дом, и затем начинается череда психологических воздействий на хозяев и реалистичной жестокости. То, что на самом деле задумали двое садистов, мы не узнаём вплоть до самого финала.
Самурай (1967, реж. Жан-Пьер Мельвиль)
10-й фильм французского мэтра криминального жанра Жан-Пьера Мельвиля, повествующий о наёмном убийце Жефе Костелло (в блистательном исполнении Алена Делона), живущем по Хагакурэ – кодексу самурая. Делону присущи холодный взгляд, немногословность, расчётливость и профессионализм, однако из-за однажды оставленного свидетеля Костелло попадает под прицел своих работодателей и парижской полиции.
Довольно мрачное повествование фильма и утончённо продуманный главный герой сделали кино эталоном криминального жанра, которое вдохновило не одно поколение режиссёров.
Быстрые стволы (1999, реж. Лассе Спанг Олсен)
Датского криминальное кино может похвастаться не только трилогией «Дилера» от Рефна, но и работой малоизвестного Лассе Спанг Олсена. В этой кровавой истории банковский служащий Аврид винит себя за то, что предотвратил ограбление, целью которого было собрать нужную сумму денег на операцию жены преступника, дабы та смогла завести ребёнка. Аврид решает всё же собрать эту сумму с помощью своего брата Гаральда в исполнении брутального Кима Бодния.
Кино наполнено неоправданными и жестокими убийствами, разбавлено чёрным юмором, а концовка данного творения очень неожиданная и самая необычная в истории жанра, что делает «Быстрые стволы» уникальными.
Церемония (1995, реж. Клод Шаброль)
Клод Шаброль может похвастаться обширной фильмографией, и «Церемония» – его 46-я по счёту лента. Мэтр практически всю жизнь посвятил разбору мотивации людей на убийство, и данная работа у режиссёра вышла самой бескомпромиссной.
Фильм рассказывает о служанке со странным поведением, которую нанимает на работу состоятельная семья. С её приходом в дом запускается цепь необычных событий, и завязавшаяся дружба служанки с работницей почтового отделения приводит к жестокой развязке.
Верёвка (1945, реж. Альфред Хичкок)
Правда ли можно провернуть идеальное убийство под носом окружающих и остаться при этом безнаказанным? Ради развлечения двое парней задушили своего сокурсника, спрятали его тело в сундук, накрыли тот скатертью и устроили вечеринку. Руперт, преподаватель студентов, пришедший в качестве гостя, постепенно начинает осознавать ужас происходящего и плавно подходит к разгадке.
Поставленное в одной комнате, всё действие фильма показывает вид на небоскребы Нью-Йорка с переменчивым временем суток, а напряжение от «короля саспенса» Альфреда Хичкока до последней минуты щекочет нервы.
Жёлтое море (2010, реж. На Хон-Джин)
Вторая лента корейского постановщика На Хон-Джина заметно прибавила в насилии и продуманности сценария. Из-за сложного финансового положения Гу-нам соглашается на убийство одного дипломата за приличную сумму денег, которая погасит все его долги криминальным авторитетам. Постепенно эта изначально социальная драма переходит в крайне жестокий триллер с необычной развязкой и бесконечным кровопролитием.
Фильм уникален и тем, что убийства в нём совершаются различными подручными приборами: помимо топоров и ножей маньяки также используют отвёртки и объеденные кости.
По закону (1926, реж. Лев Кулешов)
Единственная в списке немая лента, поставленная культовым советским режиссёром Львом Кулешовым по роману Джека Лондона. Жадность одного из золотоискателей подталкивает его на убийство своих коллег. Однако убить всех у него не получается, и супруги Нельсоны вынуждены связать его и держать в своём доме, ожидая отлива воды, затопившей всю местность.
Сильная драма о желании людей совершить самосуд над преступником и желании поступить по закону, отдав его на суд властям.
Залечь на дно в Брюгге (2008, реж. Мартин МакДона)
Дебютная криминальная трагикомедия Мартина МакДоны рассказывает о переживаниях наёмного убийцы в исполнении Колина Фаррелла, который на своём первом задании в Лондоне случайно застрелил ребёнка. Пока дело не уляжется, босс отправляет его с коллегой Кеном в тихий и красивый бельгийский Брюгге. Однако принципиальный начальник уже решил всё не в пользу главных героев…
Интересные диалоги и атмосфера в Брюгге накануне Рождества делают это кино особенно запоминающимся.
Следствие по делу гражданина вне всяких подозрений (1969, реж. Элио Петри)
Прекрасное кино о слепости правоохранительных органов и тщеславии глав полицейского отдела, цель которых – вовсе не поиск какой-либо справедливости, а сохранение своего лица.
Окончательно обезумевший начальник полиции Дотторе совершает убийство своей любовницы, оставляет кучу улик, говорящих о нём, и сам же звонит в участок и заявляет об убийстве. Однако следствие по делу отрицает то, что начальник может быть убийцей, и пытается это преступление повесить на других людей, а Дотторе, переполненный желанием большой власти, активно им в этом помогает. Позже он всё же сознаётся в преступлении, но ждёт ли его заслуженное наказание?
Происшествие на Саут-Стрит (1957, реж. Сэмюэл Фуллер)
Трогательный фильм-нуар от ветерана этого жанра Сэмюэла Фуллера, который, помимо разборок между плохими и хорошими парнями, показывает нам безукоризненный роман между жуликом МакКоем и вольной девушкой Кэнди.
Под надзором правительственных агентов Кэнди перевозит в метро плёнку, на которой хранится государственная тайна. Скип МакКой крадёт плёнку, и никто поймать его не успевает. На Кэнди начинает давить её бывший возлюбленный Джои, который требует найти Скипа и забрать плёнку. Через уличные связи она выходит на него, и у них завязываются романтические отношения, однако им не суждено пройти гладко, так как на след Скипа вышла уже и полиция, и сам Джои.
Бешеные псы (1991, реж. Квентин Тарантино)
Дебютный фильм Квентина Тарантино, который многие критики и по сей день считают одним из самых недооценённых. Кино рассказывает о группе незнакомых друг другу грабителей, которые собираются для осуществления идеального ограбления. Но всё идёт не так, появляются невинные жертвы и фильм начинает свою историю с того момента, как все грабители собираются в заброшенном доме и узнают, что среди них есть «крот».
Идею Квентин Тарантино позаимствовал у гонконгского боевика «Город в огне» (1986), взяв за основу его концовку и вырастив из неё своё неповторимое творение, наполненное фирменной сатирой, кровопролитием и мощной драмой.
Прикосновение греха (2013, реж. Цзя Чжанке)
Тяжёлая китайская социальная драма от самого признанного независимого поставщика страны Цзя Чжанке в 2013-м получила в Каннах приз за лучшую режиссуру. Фильм рассказывает четыре истории про разных людей, которые жестокостью пытаются добиться правосудия.
В первой шахтёр, недовольный коррупцией среди начальства, берёт в руки дробовик. Во второй – мигрант с помощью огнестрельного оружия убивает невинных жертв и забирает их кошельки и вещи. Третья история – про работницу сауны, которую доводят до полного отчаяния домогательства богатых клиентов. И заканчивает «Прикосновение греха» история о юном Сяо-гуй, который вынужден менять работу и соглашаться на всё худшие условия.
Чернушная картина показывает современный Китай и то, как общество доводит простых людей до крайних мер.
Бычара (2011, реж. Михаэль Р. Роскам)
Первый фильм бельгийского постановщика Михаэля Р. Роскама, с которым он пробился в список номинантов на «Оскар» в категории «Лучший фильм на иностранном языке».
События этой драмы о дружбе, трагедии личности и о преступлении и наказании, рассказывают о судьбе молодого скотовода Джекки, который в детстве получил сильную травму. К нему приезжает «грязный» ветеринар для заключения сделки с западнофламандским торговцем говядины. Однако убийство полицейского запускает цепь необратимых событий, которые приведут к трагичному финалу.
Брат (1997, реж. Алексей Балабанов)
Самый известный фильм Алексея Балабанова про суровые 90-е в постсоветском пространстве. Блеклые и грязные улицы, насквозь пропитанные криминалом, заполняются грубыми людьми, торгующими всякой всячиной, дабы заработать на хлеб. Фильм точно воспроизводит атмосферу тех годов без всякого пафоса и наигранной драматичности.
Данила Багров, демобилизованный из армии, отправляется в Санкт-Петербург, чтобы найти своего брата, который, по словам его матери, уже давно нашёл себе там место под солнцем. Однако брат его оказывается киллером…
День Шакала (1972, реж. Фред Циннеман)
Не зря говорят, что Шарля де Голля пули не берут, и данный фильм рассказывает о самом знаменитом покушении на президента Франции.
Террористическая организация ОАС нанимают опытного наёмного убийцу по кличке «Шакал» для устранения де Голля. Его целеустремлённости и дотошно продуманному плану никто и ничто не может помешать. Тщательно выполненная манера повествования с демонстрацией всех тонкостей работы профессионального киллера привела к тому, что в 1997 году Голливуд снял ремейк «Дня Шакала», пригласив на главную роль Брюса Уиллиса, но кино, как и множество других ремейков этой большой конвейерной машины, с треском провалилось.
Просто кровь (1983, реж. Итан и Джоел Коэны)
Дебютный нео-нуар от братьев Коэнов отличается своей мрачностью от последующих их работ и нагоняет жуткий страх.
Эбби (Фрэнсис МакДорманд), находящаяся в браке с владельцем бара Марти, заводит роман с барменом. Муж быстро догадывается об интрижке и нанимает частного сыщика, чтобы тот выследил и убил любовников. Но у того другие мысли по этому поводу, и его коварный план запускает череду кровавых событий.
Козырные тузы (2006, реж. Джо Карнахан)
Динамичный и драматичный криминальный боевик от Джо Карнахана, снятый в стиле фильмов Гая Ричи, рассказывает историю о фокуснике Бадди Израэле, который был протеже крупного гангстера и теперь собирается выступить в суде и дать показания против него. За убийство фокусника назначают награду в один миллион долларов, и за дело берутся самые сумасшедшие и хитрые киллеры страны. Им всего лишь нужно попасть в пентхаус отеля и пройти мимо охраняющих Бадди федералов.
Эта чёрная криминальная комедия по мере развития сюжета постепенно перерастает в драматичный и жестокий боевик, где нет оправдания действиям любой из сторон конфликта.
Стреляйте в пианиста (1960, реж. Франсуа Трюффо)
Французкий эстетский нуар от великого Франсуа Трюффо.
За Чико гонятся двое бандитов и он заходит в бар, где работает его брат Шарли Колер – некогда известный пианист, который до сих пор пытается отойти от трагедии, произошедшей с его супругой. Чико просит Шарли помочь ему скрыться от погони, но Шарли и не представляет, что так он впутывает в это дело не только себя, но и своих близких.
Слегка хаотичная манера повествования показывает драму человека, лишившегося многого, но нашедшего в себе силы вновь двигаться к своему счастью, которому по воле судьбы не суждено произойти.
Горечь и сладость (2005, реж. Ким Чжи Ун)
Жестокая, трагичная и эмоциональная драма о хладнокровном «боевике», явно вдохновлённая «Самураем» Мельвиля.
Сон-Ву, за счёт того, что прекрасно справляется с работой управляющего рестораном, получает безграничное доверие своего босса мистера Кана, и тот поручает ему личное задание: он подозревает свою молодую любовницу в измене, и если догадки мистера Кана окажутся правдой, то Сон-Ву должен убить её. Но что-то в чувствах одинокого волка заиграло, и когда он застаёт её с молодым любовником, то нарушает приказ своего босса, что в итоге приводит к безысходному финалу.
Когда-то были воинами (1994, реж. Ли Тамахори)
Новозеландская история про семью из племени маори и единственная лента, снятая в родной стране Ли Тамахори, который после этого фильма уехал покорять Голливуд.
Семья живёт в урбанистическом мире, где царят насилие, наркотики и преступность. Отец семьи Джейк опустился ниже некуда – постоянно пьянствует и избивает свою супругу Бет до потери сознания. Бет же пытается противостоять этому беспределу и уберечь своих детей от дурного влияния улиц.
В фильме ясно показано всё беззаконие в нищем классе, слабоумие и жестокие позывы рабочего класса и как среди всего этого ада у людей находятся силы найти что-то светлое.
По волчьим законам (2009, реж. Дэйвид Мишо)
Мрачная и страшная история про войну подпольных группировок и полиции Мельбурна, поставленная в холодных тонах с постоянно жестокими взглядами героев и громкими выстрелами, которые приносят пробирающий реализм от происходящего.
С самого начала эта история не предвещает ничего хорошего. Главный герой – молчаливый семнадцатилетний парень Джошуа, мать которого скончалась от передозировки кокаина, – вынужден жить со своими бабушкой и дядями, которые промышляют героином. Детектив Леки пытается уберечь юношу от всех опасностей, но какую же сторону Джошуа выберет в этом царстве животных?
Криминальное чтиво (1994, реж. Квентин Тарантино)
Культовое творение Квентина Тарантино просто не может не быть в этом списке. Фильм, задавший новую волну и стиль криминальным драмам, перевернувший сознание поколения о гангстерских фильмах.
Двое бандитов, Винсент и Джулс, решают проблемы с должниками своего босса Уоллеса. В первой истории Винсенту босс поручает присмотреть за его женой, которая испытывает сильную зависимость от кокаина. Вторая история – про боксера Бутча, который должен был лечь в бою, однако этого не сделал, что весьма разозлило Уоллеса. Третья история рассказывает про пару неудачных грабителей, которые задумали ограбить кафе, где в этот момент сидели Винсент и Джулс.
Поруганная честь Катарины Блюм (1975, реж. Фолькер Шлёндорф)
Политическая криминальная драма о молодой и привлекательной девушке Катарине Блюм, которая в порыве страсти проводит ночь с человеком, обвиняемым в терроризме. В её квартиру врывается группа вооруженного спецназа, а затем из-за давления на неё государства и прессы её жизнь превращается в кошмар.
В этой картине показано всё тщеславие СМИ, которые не остановятся ни перед чем ради собственного большого имени, даже на разрушении жизни невинной девушки. Но, конечно же, это действие имеет противодействие, и в отчаянии Катарина Блюм способна на многое.
Ромео истекает кровью (1993, реж. Питер Медак)
Жестокая и мелодраматичная лента о вражде между мафиозными кланами, уличной анархии и продажных полицейских, где нет сострадания и каких-либо границ в кровопролитии.
Крайне харизматичный Гэри Олдман исполняет роль офицера полиции Джека, который продаёт мафии информацию о людях, находящихся в программе защиты свидетелей. И по ходу дела Джек знакомится с обольстительным киллером Моной, к которой его сильно влечёт. Позже он получает три предложения: первое от ФБР – охранять Мону, второе от гангстеров – убить Мону, третье от Моны, исключающие первые два. Страсть и безумие овладевают Джеком, и без насилия эта история не закончится.
Лифт на эшафот (1957, реж. Луи Маль)
Культовая лента от Луи Маля, ставшая классикой криминального жанра. Фильм смело можно назвать одним из главных прародителей волны «тарантиномании» и в целом всего жанра в дальнейшем.
В «Лифте на эшафот» переплетается череда случайностей криминального характера с жестокостью людей, готовых на всё, чтобы заполучить своё. Жена и любовник планируют идеальное преступление по устранению мужа женщины, однако ему не суждено пройти гладко, и после убийства мужчина, пытаясь забрать забытые улики с места преступления, застревает в лифте.
Похороны (1996, реж. Абель Феррара)
Последняя картина криминальной квадрологии Абеля Феррары, несомненно, оказалась наилучшей. В отличие от предыдущих трёх фильмов («Китаянка», «Король Нью-Йорка» и «Плохой лейтенант»), «Похороны» продемонстрировали самый острый накал страстей, жестокости, кровопролития и трагичный финал.
Рэй и Чез – двое братьев убитого Джонни Темпио, должны осуществить кровавую месть за брата по законам семьи. Подозрение падает на Гаспара, их конкурента, который этого убийства не совершал. Но убив его, они навлекают трагичное последствие для своих близких.
Бойня (2009, реж. Брийанте Мендоса)
Деспотичная история, удостоившаяся в 2009 году в Каннах приз за лучшую режиссуру, повествует о студенте Пепинге, который подрабатывает рэкетиром у манильских криминалистов и пытается накопить на свою свадьбу. И тут ему предлагают выгодное дело, за которое он получит солидный куш – для этого надо убить одну бывшую проститутку. И эта ночь для Пепинга превращается в лютый кошмар.
В этом кино главный акцент поставлен на страх юноши, где мы наблюдаем на него через равномерно дрожащую камеру, слышим его дыхание, а натуралистичная съёмка настолько захватывает, что начинаешь ощущать весь этот ужас вокруг себя.
Револьвер (2005, реж. Гай Ричи)
Стильная и психологическая криминальная драма, включающая в себя ярких и запоминающихся персонажей, сложносочинённый сценарий с профессиональной режиссурой Гая Ричи про жестокость мафии и личностное раскрытие силы своего подсознания.
Джейк Грин, отсидев 7 лет в тюрьме, за вынужденную игру в нелегальных азартных играх по поручению босса Мака, который пригрозил ему расправой с его семьёй, выходит на свободу. В тюрьме он приобрёл секрет того, как можно выиграть любую игру. Спустя 2 года Джейк срывает куш, чем снова привлекает внимание Мака. Расстроенный проигрышем Джейку, тот приказывает своим людям убрать амбициозного игрока.
Драйв (2011, реж. Николас Виндинг Рефн)
Тонкая и стилизованная работа от датчанина Николаса Виндинг Рефна, пропитанная ярким синтипопом и меланхоличным эмбиентом от композитора Клиффа Мартинеса. Напряжение в «Драйве» создаётся отовсюду, где бы действие ни происходило. Немногословность компенсируется изящным саундтреком и гробовой тишиной, где напряжение пребывает на пике, а слышимость собственного учащённого сердцебиения возрастает.
Это рассказ про молчаливого водителя – днём работающего в автомастерской, а по ночам осуществляющего перевозку преступников. Пытаясь помочь мужу своей соседки, к которой он не ровно дышит, водитель соглашается на ограбление ломбарда. Это дело должно избавить непутёвого супруга от угроз со стороны мафии, однако ограбление идёт не по плану и водитель попадает под прицел. Теперь, дабы сохранить жизнь своей соседке и её сыну, водителю нужно убить всех своих преследователей.
Инцидент, или Случай в метро (1967, реж. Ларри Пирс)
Двое хулиганов – в исполнении юного Мартина Шина и итальянца Тони Мусанте – решают развлечься и проверить на прочность пассажиров ночного метро. Находясь в страхе, пассажиры молча пытаются доехать до своей станции, наблюдая со стороны, как те издеваются над другими. Но найдётся ли среди десятка людей храбрец, который даст отпор этим бандитам?
Изначально кино знакомит нас с пассажирами, а уже потом пара отпетых преступников встряхивает жизнь каждого от и до, тем самым показывая истинную сущность человека.
Маленькая Одесса (1994, реж. Джеймс Грэй)
Низкобюджетное и колоритное криминальное кино, где отсутствие необходимого напряжения компенсирует трагичная участь главного героя и его семьи, в атмосфере грязных и жестоких улиц американского городка с украинскими мигрантами.
Йосиф Шапира (Тим Рот) – профессиональный киллер, который в середине 90-х достиг пика карьеры, получает задание убрать человека, живущего в его родном районе, где проживают мать, отец и брат Йосифа. С семьей он уже давно не виделся, а отец когда-то отказался от него. И эта долгожданная встреча обретёт драматичные последствия.
Сочувствие господину Месть (2002, реж. Пак Чхан Ук)
Жестокая и кровавая история мести, первая часть знаменитой «трилогии мести» Пак Чхан Ука. Именно этот фильм можно считать прародителем моды в Южной Корее на жуткие истории о мести, бескомпромиссность неистовых поножовщин, обилие сильного накала и равнодушных взглядов отчаянных людей.
Глухонемой Рю, пытаясь достать деньги на операцию по пересадке почки для сестры, днями вкалывает на заводе. Однако набрав необходимую сумму, он узнаёт, что его почка не подходит, и он обращается в нелегальную организацию по продаже органов. Те соглашаются помочь, но на своих условиях. В итоге, пропустив несколько рабочих дней, Рю просыпается в заброшенном доме голым и без почки. Начальство его увольняет, а сестре становится всё хуже и хуже. Тогда Рю идёт на крайние меры – он решает похитить дочь директора завода с целью выкупа. Это действие становится смертным приговором для двух сторон, и крови прольётся немало.
Друзья Эдди Койла (1973, реж. Питер Йетс)
Криминальная драма, поставленная по роману Джорджа Хиггинса, рассказывает о неудачнике Эдди Койле, который входит в контакт с бандой, осуществляющей жестокие ограбления банков. Он становится информатором полиции с целью поймать главаря группировки. Однако ситуация складывается не в пользу Эдди, и поступает заказ убрать этого бедолагу.
Классический американский подход к постановке компенсируется интересным и непредсказуемым сценарием, хорошо прописанными диалогами и запоминающимися персонажами.
Жестокий зимний блюз (2006, реж. Ли Чжон Бом)
В отличие от других корейских фильмов в этом списке, «Жестокий зимний блюз» не блещет насилием и бескомпромиссной жестокостью. Последнее компенсируется присутствием трогательной истории (хотя кровавая поножовщина, так любимая корейцами, мимо этого фильма тоже не прошла), которая даже у взрослого мужчины может к концу фильма выдавить скупую слезу.
Кино повествует о грубом и эгоистичном Чже Муне, желающем отомстить за смерть друга. Для этого он отправляется в маленький городок, где живёт мать убийцы, и спустя некоторое время сближается с ней. Эта женщина напоминает ему его собственную мать, которой давно уже нет на свете. Однако вендетта у Чже Муна превыше всего.
Невеста была в трауре (1967, реж. Франсуа Трюффо)
Фильм о бескомпромиссной мести от французского мастера Франсуа Трюффо.
Невеста лишается супруга в день свадьбы от рук пятерых совершенно разных мужчин. С этого момента невеста меняет белое платье на траурное чёрное. Она плавно входит в доверие к каждому из убийц, а потом вонзает нож в спину. Невеста настолько поглощена своей целью, что даже полицейский, идущий по её следу, не в силах помешать ей осуществить вендетту.
Во многих деталях Трюффо явно отдаёт дань почести Альфреду Хичкоку, однако «Невеста была в трауре» – далеко не подражание мэтру, а талантливое, со всеми стилевыми особенностями и открытиями мастера, целевое и беспощадное кино, хладнокровие которого надолго не покидает зрителя.
Пёс-призрак: Путь самурая (1999, реж. Джим Джармуш)
Американский независимый режиссёр Джим Джармуш, вдохновившись мельвилевскими философско-гангстерскими фильмами, добавил в свою фильмографию первый нео-нуар. Фильм обладает мощной энергетикой, разбавлен постоянными хип-хоп-мотивами, а операторская работа словно пытается воссоздать ощущение высокого полёта с плавно и неспешно развивающимися событиями.
Пёс-призрак – воин на улицах Нью-Йорка, живущий по кодексу Бусидо и верно служащий своему вассалу по имени Луи, однажды спасшего ему жизнь. После его очередной грязной работы, боссы мафии узнают про личность Пса-призрака, и на него начинается охота.
Холодная рыба (2009, реж. Сион Соно)
В перерывах между съёмками очередного безумного кровавого трэша про девочку Мицуко, японский режиссёр Сион Соно снял кино про жестокость людей в достижении собственных целей, причём вывернул всю эту тему и дикое нутро человека наизнанку, показав начало и пик безумства.
Шамото владеет небольшим магазином по продаже рыбы, однако доход его совсем не радует. Позже путь Шамото пересекается с успешным владельцем сети рыбных магазинов Мурато, который жестоко расправляется со всеми недовольными покупателями. Делая Шамото соучастником одного из своих убийств, Мурато открывает перед его глазами новый мир возможностей. И постепенно втягиваясь в это дело, Шамото впадает в отчаяние, но остановиться ему всё сложнее и сложнее.
Ревущие двадцатые, или Судьба солдата в Америке (1939, реж. Рауль Уолш)
Фильм-нуар про ветеранов Эдди и Джорджа, вернувшихся с Первой мировой войны в Чикаго, и начинающих промышлять нелегальной поставкой спиртных напитков. Постепенно их банда расширяется, и жёсткий бизнес процветает лучше некуда, однако по окончании действия сухого закона их империя рушится. Дабы сводить концы с концами, Эдди устраивается на работу водителем такси, но прошлое настигает его и кровавая разборка с бывшими коллегами неминуема.
Одна из самых ярких лент в фильмографии блистательной звезды нуаров Джеймса Кэгни про кризисную эпоху в Америке. В лиричных тонах «Ревущие двадцатые…» рассказывают про прочность дружбы, совершённые поступки и неминуемое наказание.
Только Бог простит (2013, реж. Николас Виндинг Рефн)
Заключительная часть медитативной трилогии Николаса Виндинга Рефна (первые два – «Вальгалла» и «Драйв»), выполненная в неоновых красках под гнетущие и психоделичные мотивы Клиффа Мартинеса. В этой картине, вводя зрителя в транс, датчанин достигает пика своей визуальной составляющей, которая доминирует над составляющей сценарной. Фильм подобен наркотику, поглотив который, можно пропасть в другой реальности, где тебя поглощают звуки собственного дыхания.
Джулиан и Билли – двое братьев, продающих наркотики под крышей клуба тайского бокса. Однажды ночью Билли убивает малолетнюю проститутку, за что получает ответный удар от её отчаявшегося отца. Узнав про это, глава крупной преступной организации, и по совместительству родная мать двух братьев, приезжает в Бангкок забрать тело сына и заодно ждёт жестокой мести от другого сына – Джулиана. Ему приходится столкнуться с полицейским на пенсии – Чангом, которого уважают все копы, и который не щадит никого, кто поднимает на него руку.
Красный круг (1970, реж. Жан-Пьер Мельвиль)
Вторая совместная работа Алена Делона и Жан-Пьера Мельвиля, выпущенная через три года после «Самурая», продолжает гнуть линию немногословного и «серого» нео-нуара французского изыска, где хладнокровие героев пробирает до ниточки.
После пятилетнего заключения Кори выходит из тюрьмы и отыскивает бывшего товарища, Фогеля, чтобы провернуть с ним крупное ограбление. Кори помогает Фогелю скрыться из-под надзора комиссара Матея, который сопровождал того в поезде, и теперь двое преступников готовятся к осуществлению своего плана, однако Матей не собирается дать этому случиться.
Слоёный торт (2004, реж. Мэттью Вон)
Профессионал своего дела, наркодилер ХХХХ, уже собрал достаточную сумму денег, чтобы уйти на покой от этого напряжённого и смертельно опасного бизнеса. Босс не желает его так просто отпускать и поручает ему последнее задание: найти пропавшую дочь его старого приятеля. Однако не всё так просто: в деле оказываются замешаны миллион таблеток экстази, которые один сумасшедший украл у злобных югославов, и которые должен продать ХХХХ.
Лихо закрученный сюжет и выполненная в «тарантиновском» ключе постановка доставят удовольствие любому поклоннику криминальных триллеров.
Виктория (2015, реж. Себастьян Шиппер)
За счёт крайней реалистичности происходящего от этой картины исходит очень мощное напряжение, и за час до финала вы будете дрожа грызть ногти в ожидании развязки.
Испанская девушка Виктория, выходя из клуба, знакомится с четырьмя приятелями, с которыми отправляется гулять по ночному Берлину. Но прогулкой эта встреча не оканчивается – оказывается, парням нужно провернуть одно ограбление, чтобы вернуть старый долг, и Виктория добровольно соглашается им в этом помочь, тем самым подвергая себя большому риску.
Кино снято одним длинным планом без монтажных склеек с третьей попытки.
Последний выстрел президента (2005, реж. Лим Сан Су)
В отличие от «Дня Шакала», где убийство президента планирует профессиональный наёмный убийца, здесь устранение главного человека страны организовывают агенты корейского ЦРУ, по горло сытые его постоянными развлечениями. Однако этому хорошо спланированному убийству не удаётся свершится, и после нескольких выстрелов вся страна становится на уши.
Действие этого грамотно поставленного фильма происходит в течение одной ночи, и оно, помимо развивающегося драматизма, разбавлено чёрным юмором и долей абсурда, который творится в среде политиков. Никто безнаказанным не уйдёт.
Таксист (1976, реж. Мартин Скорсезе)
Культовое кино от Мартина Скорсезе, в 1976-м году забравшее главную награду на Каннском фестивале. В фильме чётко отражено приспосабливание человека, побывавшего в горячих точках, к нормальной и обыденной жизни, и о его взгляде на всё чёрное и белое в его родном городе – как днём тот питается наивностью своих граждан и двуликостью политиков, а ночью прогнивает от кощунства и беспредела уличного хулиганства.
Социопатичный ветеран вьетнамской войны, Трэвис Бикл, постепенно сходит с ума, наблюдая через окна своего такси, как общество бесконечно грешит. Понимая, что ничто эту грязь не собирается останавливать, он решает взять это в свои руки.
Беги без оглядки (2005, реж. Уэйн Крамер)
После сорванной сделки наркоторговцев гангстеру Джоуи у себя дома приходится спрятать пушку, из которой были убиты продажные копы. Её находит соседский мальчик и стреляет в отца, который постоянно избивает его мать. После мальчику приходиться скрываться на ночных улицах города среди сутенёров и маньяков-извращенцев. Теперь задача Джоуи – найти мальчика и отвезти его на встречу двух наркогруппировок, где решается, давал Джоуи пистолет мальчику, чтобы тот убил своего отца, или нет.
Несмотря на вполне голливудскую постановку, отличительной частью «Беги без оглядки» всё же становится бесконечный поток ненависти, и к концу фильма вся накопленная злоба и антипатия выливаются в беспредельную и крайне кровавую разборку, которая запомнится надолго.
Собака кусает собаку (2005, реж. Чин Поу-Сои)
В Гонконг приезжает тайский киллер с целью убить пожилую женщину, которую заказал её супруг. После убийства на его след кидается местная полиция, однако убийца сдаваться не собирается, что приводит к нескольким убийствам. У киллера есть слабое место – одинокая девушка, которую он подобрал на свалке. Постепенно эта тяжелая история перерастает в историю о мести одного из полицейских, где выживет лишь один.
Угнетающая, выполненная в выжженных цветах картина, сочетает в себе как чернуху, так и долю мелодрамы с, конечно же, большим обилием поединков (как с оружием, так и врукопашную). «Собака кусает собаку» снималась в плохо освещённых местах или же ночью, а в самые зрелищные моменты оператор часто прибегал к крупным планам.
Старикам тут не место (2007, реж. Итан и Джоел Джоэл Коэны)
Криминальный триллер с философским подтекстом от братьев Коэнов, удостоившийся главного «Оскара» в 2008-м году. Чёрный и фирменный эксцентричный юмор братья отложили в сторону и показали дикий мир Запада в своём лаконичном стиле с весьма органичными и колоритными персонажами.
Техас, на дворе 1980-й год. Сварщик Льюэллин во время охоты на оленя обнаруживает место, где произошла перестрелка наркокартелей. Осматривая местность, он видит сумку, забитую двумя миллионами долларов и, недолго думая, забирает её. На его след бросается местный шериф Эд и безжалостный убийца Антон Чигур, прекрасно сыгранный Хавьером Бардемом. Чигур ни перед чем не остановится, чтобы выполнить своё задание, пусть и прольётся много невинной крови.
Видео Бенни (1992, реж. Михаэль Ханеке)
Отработав долгие годы на телевидении, Михаэль Ханеке уже во второй своей полнометражной работе придаёт тот самый хладнокровный тон, где нет месту потоку тянущихся диалогов, а лишь внутренней и неукротимой жестокой натуре человека, которая рано или поздно проявляется в разной вариации у каждого, и данная картина это прекрасно демонстрирует.
У юного Бенни есть страсть – бесконечный просмотр второсортных ужастиков и любительские съёмки убийств животных. Хрупкое сознание юноши падает под давлением жестокости, и он решает снять своё любительское видео с убийством, пригласив к себе в гости наивную гостью. Узнав про это, родители Бенни не спешат отдавать юношу в лечебницу и собираются все улики стереть.
Убить Билла 2 (2004, реж. Квентин Тарантино)
Вдохновившись историей мести невесты в фильме Франсуа Трюффо «Невеста была в трауре», Квентин Тарантино создаёт собственную эстетскую гангстерскую сагу, пропитанную духом гонконгских боевиков про боевые искусства, тонко раскрывая в ней сущность человека.
Во второй части невеста по кличке «Чёрная мамба» продолжает мстить за убийство мужа и своего неродившегося ребёнка своему бывшему работодателю Биллу. Но чтобы подобраться к нему, ей нужно устранить четверых соучастников её трагедии. Двое уже вычеркнуты из списка, впереди – неудачник Бад, живущий отшельником в трейлере, и Элли – безумная убийца в наряде медсестры. А после её ожидает сам Билл, с которым ей предстоит длинный и тонкий диалог о природе человека и беспрекословная месть.