– Ты можешь получить всё. Тебе даже просить не надо.
В 1950 году в семье синьора Ди Сангро ожидается прибавление. Роды происходят в водах Позиллипо, на берегу Неаполя. Появившейся на свет девочке дают имя Партенопа – в честь сирены из легенды об Одиссее.
Достигнув двадцатилетия, девушка начинает осознавать те широкие возможности, которые открывает перед ней её исключительная внешность.
Фильмы Паоло Соррентино всегда очень красивы. Безумно красивы. Ужасно красивы. Настолько красивы, что порой некоторые зрители, кроме эстетического удовольствия, ничего в них больше не находят.
Часть публики действительно воспринимает постановки маститого европейца как музейные экспонаты: очаровывающие, таинственные, но невероятно скучные.
Правда ли это? Однозначного ответа на данный вопрос мы не найдём. Зато с уверенностью скажем, что в новой картине итальянского режиссёра – совершенно точно много красоты и много изящества.
Это и удивительные виды летней, словно застывшей в безвременье Италии, и завораживающая, парящая в небесах музыка Леле Маркителли («Великая красота», «Лоро», сериал «Новый Папа»), и прекрасные, будто сошедшие с подиумов самых престижных модных показов мира молодые люди, среди которых выделяется главная героиня произведения – неземной красоты девушка по имени Партенопа.
Её имя – не только отсылка к древнегреческой поэме Гомера, но и указание на конкретное место.
Согласно легенде, когда дочь бога Ахелоя и музы Мельпомены не смогла соблазнить Одиссея, она бросилась в море. Вскоре тело сирены оказалось на берегу, и возле её могилы вырос город, названный в честь погибшей – Парфенопеей. Позже на этом месте возник Неаполь.
Именно здесь, на юге Италии, под вековечной тенью Везувия родился в 1970 году Паоло Соррентино. Город не раз в том или ином виде всплывал в различных работах кинематографиста: дебютный фильм мэтра «Лишний человек» был полностью снят в Неаполе, кардинал Анджело Войелло из сериала «Молодой Папа» страстно болел за местный футбольный клуб «Наполи», а история взросления Фабиетто Скизы из «Руки Бога» происходила в городе Диего Марадоны, легенды этой команды.
«Партенопа» – это увлекательное путешествие по набережной Мерджеллина, воздух которой проникнут ароматами маринованных мидий и горячей сфольятеллы, это долгожданный отдых на панорамных террасах Сан-Антонио-а-Позиллипо, с которых открывается превосходный вид на город и залив, это вечерний променад по старенькой, мощёной брусчаткой площади Пьяцца-дель-Плебишито, это волнующее приключение в райском парке Вирджилиано, наконец, это познавательная экскурсия по историческому центру Спакканаполи, во время которой неизбежно проваливаешься куда-то в эпоху Римской Империи, Византии или Королевства Сицилии.
Вместе с тем Неаполь для Соррентино – не только красота и любовь, но и великая боль. В возрасте шестнадцати лет будущий режиссёр потерял здесь родителей. Они погибли из-за случайной утечки угарного газа. В это время юный Паоло не был дома – он уехал на выезд вместе со своим любимым «Наполи».
Надо ли говорить, что этот случай разделил жизнь Соррентино на «до» и «после»?
Такова и Партенопа. Внешне она – само совершенство, внутри – потерявший в жизни многие ориентиры человек, запутавшаяся, мечущаяся одинокая девушка.
Играет героиню Челесте Далла Порта – новое открытие автора «Молодости». Внучка известного итальянского фотографа Уго Муласа и дочь не менее известного итальянского джазового контрабасиста Паолино Далла Порта до «Партенопы» успела засветиться только в мини-сериале «Кампари за гранью страсти». Кажется, проект Соррентино способен сделать из Далла Порта крупную международную звезду.
В фильме Партенопа олицетворяет собой Неаполь. Это заметно и по её истории, и по людям, с которыми постоянно сталкивается девушка, и по характеру героини: решительному, своенравному, благородному, несносному, строптивому, покладистому.
В то же время можно смотреть на произведение Соррентино и как на простой рассказ о красавице-итальянке, запоминающаяся внешность и исключительный ум которой стали для неё настоящим проклятием.
Тогда к поступкам протагонистов могут возникнуть небольшие вопросы, ведь с точки зрения здравого смысла персонажи порой ведут себя не слишком последовательно, а их мотивация зачастую остаётся для зрителя загадкой.
Но всё можно списать на менталитет горожан – палящее солнце Неаполя и нежный морской бриз по-своему влияют на местных жителей.
С такого ракурса «Партенопа» видится напряжённой мелодрамой с многочисленными любовными треугольниками, захватывающими интригами и неожиданными сюжетными поворотами.
Тем не менее это и классический роман воспитания: увлекательное киночтиво с идеальной картинкой и обаятельными актёрами, неспешное и тягучее, как настоящая итальянская паста.
А ещё – печальная, но полная заразительного энтузиазма повесть с явным феминистическим посылом: женщинам ничуть не легче в этом мире, чем мужчинам.
Жизнь Партенопы и правда непроста.
Достигнув совершеннолетия, девушка поступает в университет на курс антропологии профессора Девото Маротты (любимчик Соррентино – Сильвио Орландо). Преподаватель внушает ужас всем студентам, но к новой ученице довольно быстро проникается симпатией. Параллельно у Партенопы развиваются сложные, амбивалентные отношения со старшим братом Раймондо (Даниэле Риенцо) и с Сандрино (Дарио Аита) – сыном экономки роскошного особняка, в котором живёт семья красавицы.
Но на этом приключения не заканчиваются: во время отдыха на Капри героиня знакомится с известным американским писателем Джоном Чивером (Гэри Олдман), и он даёт ей важные советы, помогая нащупать почву под ногами.
Фильм развивается медленно, но ярких моментов в нём хватает. Это личная трагедия Раймондо, попытки Партенопы стать актрисой, рискованное путешествие в рабочие кварталы Неаполя, которые, как известно, таят в себе много тайн и загадок, знакомство протагонистки с одиозным кардиналом Тезороне (Пеппе Ланцетта).
Все эти события складываются в историю девушки, которая так и не смогла нащупать в юном предрассветном тумане своё счастье, но которая, как ни странно, ни о чём не жалеет. Невзирая на зияющую в её сердце пустоту размером с неаполитанское полуденное солнце.
«Партенопа» – это наполненная странноватыми персонажами, пропитанная утончённым эротизмом и экзистенциональным соком постановка о тех удивительных возможностях, которые дарует нам молодость.
Однако многочисленные нравоучительные интонации, на которые то и дело срывается Соррентино, а также указания на конкретные исторические события и личные драмы смещают акценты.
Так на наших глазах «Партенопа» превращается в иносказательное сентиментальное полувоспоминание-полувидение о мифическом портовом городе.
На орошаемых слёзами дождя землях Неаполя цветут чудесные олеандровые сады, а по узким улочкам города, богато меблированным роскошным особнякам и утлым хибаркам, погружаясь в бесконечные беспокойные думы, бродят подтянутые загорелые мужчины и статные обворожительные женщины. Они, как и все южане, никуда не торопятся.
Неаполь в «Партенопе» преимущественно открыточный, барочный. Цветокор с обилием пастельных тонов и всевозможных оттенков синего и коричневого, центральное кадрирование, плавная камера Дарьи Д’Антонио («Рио, я люблю тебя», Чудо: слёзы Мадонны»), переплетение лирики и гротеска, смешение автобиографических отступлений с фарсовыми элементами, комедии – с драмой, мелодии мягкой ностальгической элегии – с дикой необузданной фантазией, а также звучащие фоном незабвенные хиты Фрэнка Синатры, Риккардо Коччанте, Имы Сумак, Снорри Хадльгримссона, Ибрагима Маалуфа, Джино Паоли и других переносят нас в сновиденческое сумрачное прошлое. Туда, куда так отчаянно хочется вернуться. Но куда вернуться невозможно.
«Партенопа» – признание в любви к зажатому между традициями и современностью городу и гимн вечной молодости, декадентское «прощай» безоблачным дням юности, а также сладостно-томительное путешествие в мир античных богов, полузабытых героев и непоправимых ошибок. В мир, который когда-то существовал взаправду, но теперь безвозвратно потерян.
Однако, несмотря ни на что, старый-добрый город на юге Италии продолжает жить в памяти тех, кому он небезразличен. Отрадно, что одним из таких людей оказался неаполитанский режиссёр Паоло Соррентино.