Свобода

Над Рио-де-Жанейро нависает огромное розовое облако. Каждый, кто окажется под ним, умирает в течение десяти секунд. Джованна (Рената де Лелис) и Яго (Эдуардо Мендонса), познакомившиеся накануне и волею судеб оказавшиеся запертыми в одной квартире, вынуждены наладить совместную жизнь – никто не знает, когда облако рассеется и рассеется ли вообще.

Дебютный полнометражный фильм бразильской постановщицы Юли Жербази говорит о свободе, свободе выбора, взаимоотношениях мужчины и женщины, семейной жизни, самоопределении, дружбе и смысле жизни как таковой. Такой широкий разброс тем мог бы похоронить ленту, но «Розовое облако» выдерживает проверку на прочность, подкупая и очаровывая своими простотой и лёгкостью.

На первый план выходят простейшие бытовые ситуации. Главные герои истории сходятся и расстаются, ссорятся и мирятся, разбираются в мельчайших нюансах чужих душ (на самом деле – нет) и удовлетворяют основные жизненные потребности.

В условиях чрезвычайной ситуации обычно проявляется истинное лицо человека. Но что будет, если такое положение продлится год, два или десять лет? Скорее всего, люди свыкнутся с новыми условиями. Как уживаются они и со своим спутником по жизни, который со временем порой вызывает отнюдь не нежные чувства, а неприязнь и раздражение.

Но чем именно вызваны подобные отношения, из-за чего они развиваются и можно ли их избежать? Именно поискам ответов на эти далеко не самые простые вопросы в том числе посвящена лента Жербази.

«Розовое облако» предваряет специальный титр, сообщающий о том, что сценарий был написан в 2017 году, а съёмки начались в 2019-м. Следовательно, постановку никоим образом нельзя рассматривать сквозь призму пандемии COVID-19. Первоначальная идея произведения заключалась в том, чтобы продемонстрировать, что в современном обществе происходит эксплуатация женской телесности. То есть, по исходной задумке Жербази, должен был получиться феминистский фильм.

Однако в ходе реализации замысла акценты сместились: феминистское начало сохранилось, но заметно уступило место психологизму, авторским размышлениям о природе счастья и изменчивости человеческой натуры.

Действительно, по ходу развития событий отношение Джованны и Яго к розовому облаку (читай – к жизни, свободе и любви) меняется. Становятся другими также взаимоотношения мужчины и женщины – они движутся по синусоиде, то взлетая в облака, то опускаясь на самое дно. С одной стороны, это не может не сказываться на качестве жизни молодых людей. С другой – без таких качелей дни казались бы предсказуемыми и серыми.

Но в любом случае жизнь героев сильно упрощается, а сами они ничтоже сумняшеся словно бы безмолвно кричат друг другу знаменитую цитату Жана-Поля Сартра: «Ад – это другие». Не зря Жербази, по её словам, вдохновлялась пьесой французского философа и драматурга «За закрытыми дверями» и «Ангелом-истребителем» Луиса Бунюэля.

Как и персонажи великого испанского сюрреалиста, Джованна и Яго любят друг друга и ненавидят, стремятся к свободе и довольствуются вынужденным заточением, смеются и грустят, испытывают вожделение и вселенскую апатию.

Цветовая палитра ленты лишний раз подчёркивает амбивалентность ситуации. Повсеместно окружающий героев розовый цвет символизирует стремление человека к свободе, любви и вообще является эмблематическим воплощением конструктивной составляющей жизни. Вместе с тем он сардонически обозначает тщетность всех усилий по поиску идиллии рядом с другим человеком.

Остаётся только в одиночестве выйти на свежий воздух, вдохнуть полной грудью и сосчитать до десяти.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here