Враг в отражении
Роман Израэл (Дензел Вашингтон) – адвокат в мешковатом костюме, с пышной прической, увесистым чемоданом и старыми ободковыми наушниками Walkman. И пусть он кажется человеком из прошлого, зато он трудолюбивый активист, знающий право назубок. Роман Израэл – незримая совесть корпоративной Америки, борющаяся за правду, а не зелёные бумажки. Но до поры до времени, ибо в один прекрасный день приходится выбирать – общее благо или сладкая жизнь.
Рассказ начинается с новости о том, что начальник Романа – глава адвокатской конторы – оказывается на больничной койке. Поговаривают, что шеф при смерти, поэтому нежданно-негаданно Израэл становится безработным. Его тут же пытается перетянуть к себе щеголяющий в дорогом костюмчике руководитель солидного адвокатского бюро Джордж Пирс (Колин Фаррелл), но Роман отказывается. Он убеждён, что такие, как Пирс – корыстные и лицемерные сволочи, а правосудие – целая индустрия, машина. Правда, едва Израэл понимает, что вернуться к правозащитной деятельности не получится – активистам не платят, работают добровольно – деваться некуда, ему остаётся принять предложение Пирса.
Режиссер Дэн Гилрой, автор виртуозного социального триллера «Стрингер», иллюстрирует судьбу идеалиста с энциклопедическими познаниями законов, который вынужден прогнуться под капиталистический миропорядок. Израэл ломается после осознания собственного проступка, когда деньги всё же обретают для него ценность. Роман проворачивает скверное дельце, получает нехилую кучу денег – кушать ведь хочется – а после себя же изводит. Борьба за правду парадоксально приводит к отрицанию этой правды, что в результате ведёт к страху, покаянию и гибели даже самых идейных и нравственных.
Гилрой ясно даёт понять, что «Роман Израэл, Esq.» – экзистенциальная драма о вере в собственные идеалы, благородной, творческой, контратакующей борьбе и несбыточных желаниях. Фильм обладает крепкой завязкой и красивым сюжетным поворотом. И всё бы ничего, если бы не второстепенные сюжетные линии, которые, конечно, делают общую картину богаче, но в конце концов только разбавляют главную драму. Фильму не хватает скромности его главного героя.
Роман Израэл – нетипичный образ для Дензела Вашингтона. Вместо жёсткого и решительного персонажа актёр предстает в качестве чудаковатого простака снаружи, но терпеливого, настойчивого, любящего поспорить умника внутри. Вашингтон демонстрирует упрямство Израэла и уверенность в собственной правоте. Порой забываешь о персонаже, когда на экране Дензел, но здесь Роман Израэл на самом деле оживает. Герой по-человечески настоящий.
Израэл волею судьбы идёт на сделку с представителями белой, бюрократической Америки, которую он так ненавидит и с которой готов тягаться до последнего. Предлагая некоммерческой организации свой опыт и адвокатскую хватку, Израэл со всей ответственностью заявляет, что умеет и хочет выводить людей на улицы, чтобы защищать права сирых и убогих. Он даже замышляет маленькую, но важную революцию в правосудии, которое обрело вид базарного торга. Недаром на стене мрачной квартиры Романа висит портрет Анджелы Дэвис.
Израэл завис меж двух политических эпох. Однажды желания и действия героя, верящего в закалку в борьбе с денежными и эмоциональными искушениями, расходятся, что вырисовывает важную мировоззренческую дилемму. Обе стороны противоречивого Романа Израэла сражаются за одну и ту же цель, но по разные стороны баррикад. Вашингтона за этот фильм номинировали на «Оскар», но Джейка Джилленхола в «Стрингере» академики не заметили. Остаётся надеяться, что Дэн Гилрой продолжит рассказывать о чудных персонажах Лос-Анджелеса.