Существуй в природе соцсетевой паблик «Цитаты друзей Мэтта Дэймона», в качестве закреплённой записи в нём наверняка красовалось бы достаточно распространённое изречение: «Следует быть очень осторожным с продолжениями, поскольку лишь трём из них удалось превзойти оригиналы: Новый завет лучше Ветхого, «Гек Финн» – «Тома Сойера», а второй «Крёстный отец» – первого». Конечно, когда дело касается сериалов, созданных по принципу антологии, действует несколько иной сравнительно-оценочный механизм.
Каждый последующий сезон если и можно назвать сиквелом предыдущего, то разве что духовным. Впрочем, если шоу стартует уверенным попаданием в самый центр мишени, волей-неволей останешься ждать следующего выстрела в надежде увидеть меткость не ниже, чем у Робина Гуда.
В прошлом году кабельный гигант НВО явил миру ещё одно элитарное телеблюдо, мигом подчинившее себе вкусовые сосочки даже самых взыскательных сериальных гурманов. Речь идёт, конечно же, о зыбучей криминальной драме «Настоящий детектив». Даже по меркам НВО, где, по аналогии со знаменитой фразой Евтушенко, сериал больше, чем сериал, это было резонансное событие, подъём в профессиональную стратосферу, если хотите. Никогда раньше творческий продукт, созданный для малого экрана, не просился на большой столь явно – как если бы Дэйвид Финчер неожиданно разбил на 8 равных сегментов «Семь» или «Зодиак».
«Настоящий детектив» не то что бы возвысился до уровня крупной формы, что уже удавалось не одному крепко сбитому телехиту, а, откровенно говоря, уделал значительную часть представителей кинодивизиона как по качеству материала, так и по концентрации талантов на один квадратный сантиметр титров. Постановка всего первого сезона легла на плечи одного из самых многообещающих американских режиссёров нового поколения Кэри Фукунаги, за сценарную составляющую отвечал амбициозный молодой писатель Ник Пиццолатто, чей дебютный роман «Галвестон» заслужил лестные сравнения с лучшими произведениями Кормака МакКарти, а актёрский дуэт составили находящиеся на пике востребованности Мэттью МакКонахи и Вуди Харрельсон.
Не углубляясь в подробности, освежим в памяти основную сюжетную канву «Настоящего детектива». Действие шоу разворачивается параллельно в двух временных плоскостях: условном прошлом (1995-й, а затем – 2002-й) и условном настоящем (2012-й). Детективы Раст Коул (МакКонахи) и Марти Харт (Харрельсон) – как водится, полные противоположности (Коул – отрешённый мизантроп, экзистенциалист и бытовой философ; Харт – приземлённый прагматик со склонностью к гедонизму) – расследуют убийство проститутки Доры Лэнг, имеющее все признаки ритуального: на голове жертвы найдена корона из оленьих рогов, её спина покрыта загадочными символами, а вокруг места преступления расставлены странные обереги.
По мере погружения дело обрастает всё новыми мистическими подробностями и шокирующими открытиями. На авансцену подозрения, как и положено в первостатейных детективах, поочередно выходят фигуры разного калибра и степени ожидания. То, что первоначально планировалось как забег на короткую дистанцию, оборачивается марафоном с препятствиями длиной в 17 лет. В ходе его преодоления и, соответственно, приближения к главному демону Расту и Марти придётся не раз столкнуться с демонами внутренними, имеющими не меньшую разрушительную силу.
Петляющий, как пушистик Байла, сюжет, самозабвенные актёрские работы, густой южнолуизианский колорит, масса кинематографических и литературных (наверняка продажи «Жёлтого короля» Роберта Чамберса достигли пика на момент демонстрации сериала) отсылок, гипнотический саундтрек от гениального Ти-Боуна Бёрнетта и, пожалуй, лучшие вступительные титры в истории телевидения – хоть взбалтывай, хоть смешивай, коктейль получается зубодробительный.
Крепко пристрастив к получившейся телесубстанции как рядовых зрителей, так и представителей сословия критиков, НВО с поднятым забралом отправился в победоносный поход за наградами. Однако, к справедливому удивлению многих, по истечению сезона раздачи слонов в широко раскрытом мешке для сбора драгметаллической дани друг о друга бряцали лишь приз Гильдии сценаристов, а также режиссёрская и несколько технических «Эмми».
Конечно, часть вины за скудный улов статуэток можно возложить на сам HBO. Раздухарившись под воздействием опьяняющих паров всеобщего признания, канал дерзнул выдвинуть своё творение на «Эмми» в номинации «Лучший драматический сериал», проигнорировав секцию мини-сериалов. Быть может, в какой-то иной ситуации это и был бы оправданный ход, но никак не в год прощального салюта в честь заключительного сезона «Во все тяжкие». Стратегическое отступление в мини-сериальную категорию также не принесло плодов, так как к тому моменту на позицию фронтраннера уже успела выдвинуться ещё одна начинающая антология – «Фарго», обошедшая «Настоящий детектив» и на «Золотом глобусе», и на вручении премии продюсерской Гильдии.
Однако, как известно, награды – это приходящее и уходящее, и истинное величие ими не измеряется: если кто забыл (что вряд ли) у Леонардо ДиКаприо «Оскара» до сих пор нет, а вот у рэп-группы Three 6 Mafia – есть. Именно «Настоящий детектив», а не «Фарго» (при всём уважении), будет олицетворять 2014 год на американском телевидении. Более того, вопрос «Кто убил Дору Лэнг?» вполне может стать столь же ассоциативным для малого экрана 2010-х, как «Кто убил Лору Палмер?» – для 90-х.
Исходя из всего вышеозвученного, напрашивается очевидный вывод, что второй сезон «Настоящего детектива» многие ждут, держа пальцы одной руки крестиком, а другой – фигой. Такая полярность ритуалов не должна никого смущать – найдя видео по запросу «Прыжок выше головы», вы наверняка одновременно надеетесь увидеть как успешное исполнение трюка, так и его провал.
Разумеется, до тех пор, пока второй сезон не увидит свет, мы не узнаем, переплюнул ли он могучего предшественника, замер в его тени или же просто пошёл своей дорогой. На предварительной стадии сравнения, охватывающей лишь стартовые координаты, дебютный восьмисерийный блок смотрится гораздо монолитнее и внушительнее. Обратим взор хотя бы на режиссёрский пост: если первый сезон целиком и полностью являлся плодом моногамного творческого союза Кэри Фукунаги и Ника Пиццолато, то во втором драматургия последнего пойдёт по рукам – четверть написанного и утверждённого материала взял в оборот крепкий голливудский ремесленник и до недавних пор штатный постановщик франшизы «Форсаж» Джастин Лин, ещё какую-то часть выделят датчанину Янусу Мецу Педерсену, отметившемуся на родине документальной лентой «Броненосец».
Равноценный ли это размен, решайте сами.
Не уронить планку в части кастинга было ещё сложнее – всё же миграция действующих голливудских актёров категории А, вроде Мэттью МакКонахи и Вуди Харрельсона, на малый экран пока не обрела повальный характер. Впрочем, первые слухи относительно возможных исполнителей главных ролей во втором сезоне «Настоящего детектива» заставили многих фанатов шоу схватиться за кислородную маску: профильные ресурсы щедро рассыпали по своим заголовкам самые звёздные имена – от Хоакина Феникса до Брэда Питта, от Джессики Честейн до Кейт Бланшетт. Поэтому неудивительно, что официальное объявление актёрского ансамбля второго сезона, включившего в себя Колина Фаррелла, Рэйчел МакАдамс, Тэйлора Китча и Винса Вона, не вызвало бурю ликования. Конечно, набор фломастеров – это хороший подарок, но только не в том случае, если ты уже настроился на получение игровой приставки.
В отличие от МакКонахи и Харрельсона, никто из утверждённых лицедеев не пребывает сейчас в зените славы, а разного рода церемонии ограничиваются для них в основном представлением номинантов. Мощная харизма Колина Фаррелла, по большому счёту, так и осталась для Голливуда эдакой яркой декоративной вазой, которая сама по себе смотрится превосходно, но подходящего места в интерьере для неё не находится. Рэйчел МакАдамс переживает переходный период в карьере: в последние годы она всё чаще берётся за драматические роли, однако в полной мере избавиться от амплуа звезды ромкомов и легковесных мелодрам актрисе пока не удаётся. Винс Вон ещё основательнее застрял в образе рыхлого добряка, рубахи-парня из череды проходных комедий. Если бы не участие в «Настоящем детективе», можно было сказать, что Вон минимально рефлексирует по поводу своей карьеры. Что касаемо Тэйлора Китча, то он наверняка до сих пор не отогрелся после ледяного приёма блокбастерной публикой – парня угораздило засветиться на первом плане в двух главных кассовых провалах 2012 года: «Джоне Картере» и «Морском бое».
С другой стороны, есть нечто символичное в том, что во втором сезоне «Настоящего детектива» собралась команда, членам которой есть что доказывать – как публике, так и самим себе. Ник Пиццолато, по сути, единственная значимая константа всей антологии, видится в этой ситуации некой объединяющей и направляющей фигурой, сродни герою уже всплывавшего ранее Брэда Питта в спортивной драме «Человек, который изменил всё».
События второго сезона развернутся вокруг жестокого убийства 52-летнего Бена Каспара, погрязшего в коррупции мэра вымышленного калифорнийского городка. Его тело найдено на пустынном участке Хайвея Тихоокеанского побережья накануне заключения судьбоносного транспортного договора, который навсегда изменит ситуацию с автострадой региона. За расследование дела берутся детектив Рэй Велкоро (Фаррелл), шериф Эни Беззерайдс (МакАдамс) и патрульный офицер Пол Вудро (Китч). Ещё одна значимая фигура в повествовании – бывший преступник, а ныне бизнесмен Фрэнк Семион (Вон), тесно сотрудничавший с Каспаром. Смерть градоначальника спутывает Семиону все карты, и теперь его попытка перейти в легальное поле рискует обернуться потерей криминальной империи.
Первое впечатление от выложенного на днях трейлера можно выразить просторечной формулировкой «Ну, не знаю». Вроде бы все исходные настройки перенесены и ни одна группа не фальшивит, но на ум невольно приходит анекдот о бракованных ёлочных игрушках: целые, блестят, но не радуют. Другими словами, породу по этому ролику распознать очень сложно: на смену ураганному потоку искр, атмосфере струящегося саспенса и пагубному влиянию на сердце, колотящееся в ритме, который наверняка устроил бы Теренса Флетчера из «Одержимости», пришли старательность, дидактическая точность и даже некоторая опасливость. Справедливости ради надо признать, что каждое из этих качеств, безусловно, имеет право на существование, поскольку риски действительно очень велики — на кону ни много ни мало престиж бренда «Настоящий детектив».
На этом заседание клуба оценщиков книг по обложкам и, соответственно, сериалов по трейлерам предлагается завершить. На культивирование ожиданий (или опасений) у всех неравнодушных остаётся немногим больше двух месяцев — НВО назначил премьеру второго сезона на 21 июня.
Отлично написанный текст.