В минувшем году режиссёры-выпускники Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения (ГИКИТ) смогли снять сразу два фильма при стопроцентном финансировании Министерства культуры РФ.
Прошлый год для ГИКИТ был ознаменован большим событием – впервые сразу два полнометражных фильма киностудии института «Кит Дебют», «Лапин» и «110», по итогам питчинга в Министерстве культуры получили полное государственное финансирование.
![](https://lumiere.su/wp-content/uploads/2024/04/photo_2024-04-11_14-06-03.jpg)
Для каждого начинающего режиссёра-выпускника ГИКИТ это значимое достижение, поскольку выпускная работа студента петербургского киновуза – всегда лишь короткометражный фильм. Как отметила председатель художественного совета, заведующая кафедрой продюсирования кино и телевидения ГИКИТ Наталия Горина, чем раньше молодой режиссёр придёт в реальное кинопроизводство, тем успешнее будет его дальнейшая карьера, поэтому киновуз должен всемерно содействовать запуску дебютных полных метров в производство. Горина выступила генеральным продюсером обеих картин.
«Когда я пришла работать в «Кит Дебют», я первым делом просмотрела все сценарии полнометражных фильмов, созданные нашими выпускниками-драматургами. Драматурги, в отличие от режиссёров, звукорежиссёров, защищаются со сценариями именно полнометражного фильма. Так я и выбрала сценарий картины “Лапин” нашей выпускницы Анны Петровой, который показался мне самым готовым и в большей степени затрагивающим проблемы молодёжи нашего времени», – поделилась Горина.
Главный герой «Лапина» – юный москвич, который из-за развода родителей вынужден переехать с матерью в провинциальный город и тяжело привыкать к новой жизни. У парня есть мечта – уехать в Канаду к отцу, который не готов к приезду сына, живёт своей жизнью и кормит сына обещаниями. Переживая эту драму, привыкая к новой обстановке, новому окружению, герой взрослеет и превращается из заносчивого подростка в мыслящего, вдумчивого человека.
![](https://images.kinorium.com/movie/shot/10300614/w1500_52139268.jpg)
Сценарий второго полнометражного проекта, «110», принёс сам режиссёр, выпускник мастерской Константина Лопушанского в ГИКИТ Илья Михеев.
По сюжету ученица 10-го класса престижного лицея добровольно уходит из жизни. Её одноклассники решают умолчать о возможных причинах. Мама одной из подруг погибшей, Виктория, известный в городе адвокат, берётся защищать главного подозреваемого. У её дочери Алисы сдают нервы, и девушка теряет голос. Отношения матери и дочери сильно портятся, особенно в свете того, что Виктория вынуждена вызвать Алису на допрос.
Как пояснил Илья Михеев, его первоочередная задача была – показать взаимоотношения матери и дочери, тему взросления. Второй план – социальная тема школьного буллинга.
![](https://lumiere.su/wp-content/uploads/2024/04/01.36.29.04_1.112.1.jpg)
«Ранее выпускникам давали возможность получить только 80 процентов государственного финансирования дебютного фильма, а в прошлом году поддержка, к нашей большой радости, была стопроцентной», – подчёркивает Наталья Горина.
По её словам, дебют должен быть сделан максимально профессионально и дать молодому режиссёру возможность работать в кинопроизводстве так, как это делают все большие режиссёры на больших продюсерских студиях. Поэтому в процессе работы над фильмами дебютанты были окружены мастерами своего дела. Так, задействованный в съёмочной группе картины «110» молодой оператор Алексей Зайков снял уже несколько больших проектов. Над проектом работала и опытный художник-постановщик Юлия Уверих. Одну из основных ролей исполнила Елизавета Боярская, которой очень понравился этот глубоко авторский проект. Главную, первую для себя, роль исполнила молодая актриса Полина Цыганова.
![](https://lumiere.su/wp-content/uploads/2024/04/02.25.18.08_1.315.1.jpg)
Фильм «110» получил приз на фестивале «Зимний» за лучшее визуальное решение, а также приз за лучшую женскую роль, доставшийся Цыгановой.
«Мы довольны и взрослыми, и молодыми исполнителями, которые здесь играют лицеистов. Актёров искали очень тщательно: прошло много проб, и, несмотря на то, что, с продюсерской точки зрения, нам было не очень выгодно вывозить главных актёров на съёмки из Москвы, они больше подходили на эти роли, и мы пошли на этот шаг», – поделилась Горина.
Как отметила генеральный продюсер обеих картин, в фильме «110» чувствуется взгляд режиссёра Ильи Михеева, но есть и влияние его наставника – советского и российского режиссёра и сценариста Константина Лопушанского. Мастер выступал в качестве художественного руководителя, посещал съёмочную площадку и неоднократно давал ценные советы.
![](https://lumiere.su/wp-content/uploads/2024/04/02.05.55.22_1.224.1.jpg)
«Замечательно, что государство поддерживает дебютные фильмы. Это даёт нам надежду, что из всех многочисленных талантливых молодых людей вырастут настоящие профессионалы российской киноиндустрии, которые представят новые большие фильмы для нашего зрителя», – считает Наталия Горина.
Сейчас в производстве продюсерской студии «Кит Дебют» находится ещё один фильм выпускницы мастерской Константина Лопушанского в ГИКИТ Анны Волконской «Социализация», получивший субсидию Министерства культуры. Примерный срок начала съёмочного процесса – конец лета 2024 года. Картина выйдет в следующем году.