Унесённые призраками

Адаптация манги Масамунэ Сиро «Призрак в доспехах» (1995) была и остаётся великолепно разработанным и необычайно мощным триллером – с леденящими размышлениями о технологиях и сознании и о том, что значит быть человеком. Фильм стал хитом проката и породил продолжения. Незатихающие популярность и злободневность «Призрака» вылились в то, что сегодня на экраны вышла звёздная голливудская постановка. Но это не идейный ремейк картины Мамору Осии, а, скорее, роман Николаса Спаркса в кибертехнологической оболочке.

2029 год. По всему миру распространились компьютерные сети и кибертехнологии, подтолкнувшие практически всех людей вживить себе разнообразные имплантаты. Но они принесли и незнакомую опасность для человека, создав возможность так называемого «взлома» мозга и ряда других преступлений, связанных непосредственно с ним. Майор Мира Киллиан (Скарлетт Йоханссон) – киборг из оперативной группы «Девятый отдел», созданной для поимки опасных киберпреступников. И когда появляется хакер, намеревающийся уничтожить сотрудников компании «Ханка Роботикс», создавшей Миру, она вместе с командой отправляется по его следу. Это приводит к неожиданному финалу, открывающему тайну происхождения майора.

Между кадрами с зелёными цифрами, плавающими в чёрном пространстве, просыпается киборг с женскими чертами. Лепестки её сегментированного черепа обёртывают мозг, как цветок, закрывающийся в сумерках. Её тело поднимается из жидкости молочного цвета, и мы видим синтетические кости, кожу, сухожилия, грудь – всё, кроме души, так называемого призрака в высокотехнологичной оболочке. Первая экранизация «Призрака в доспехах» содержит одну из самых визуально запоминающихся сцен рождения и поднимает животрепещущий вопрос для писателей-фантастов – может ли искусственный интеллект иметь душу? Эта идея увлекала их на протяжении десятилетий – взять хотя бы произведения Айзека Азимова и Филипа К. Дика. Но, в отличие от персонажей книг, главная героиня аниме не хотела стать человеком или даже походить на него, ей было достаточно внутреннего «я».

Фильм 2017 года открывается идентичной сценой рождения. Мы наблюдаем, как в высокотехнологичной камере постепенно формируется скелет киборга, на который потом добавляется слой искусственной кожи. Постепенно фигура Скарлетт Йоханссон выходит на первый план, и мы видим её как будто изрубленные волосы, напоминающие об угловатом стиле майора из аниме-версии. Эта дословная цитата из фильма Мамору Осии выглядит так же жутко и красиво и сделана с оглядкой на первоисточник и желанием добавить новые авторские элементы. В самом деле, новое прочтение знаменитой манги гораздо сильнее опирается на ленту 1995 года, чем ожидалось. Термооптический камуфляж главной героини, бионические глаза Бато и его автомобиль являют собой узнаваемые детали из адаптации 90-х. Чего явно не хватало оригиналу – это гейш-ботов, будто вырвавшихся с обложки альбома Бьорк Homogenic. Режиссёр Руперт Сандерс продемонстрировал свои способности создателя яркой картинки и зрелищных битв ещё на «Белоснежке и охотнике» и здесь следует этим же путём. Но там, где старый фильм пускался в философский самоанализ, новый накручивает уровень экшена.

По-видимому, цель новой адаптации истории была в создании своего рода футуристического ремикса, особенно в части актёрского ансамбля. Помимо Йоханссон, упрочившей статус главной экшен-героини XXI века, здесь появляется Такеши Китано, воссоздавший на экране начальника Девятого отдела Дайсукэ Арамаки, Йохан Филип Асбек, как две капли похожий на Бато из первой анимационной версии манги, а также Майкл Питт в образе антагониста по имени Кудзэ, и Жюльет Бинош, исполнившая роль доктора Уэлет. Но даже участие международного состава не смогло спасти создателей от обвинений в «выбеливании» и шквала осуждений о выборе актрисы на ведущую роль.

Принимая во внимание усиленный акцент на экшене, некоторые из философских мыслей манги и оригинального аниме всё же дают здесь ростки, но в кажущейся попытке сделать «Призрака в доспехах» более мультиплексированным фильмом, им не суждено взойти. В результате персонажи ведут не естественные беседы, а натужные разговоры о философских идеях в сюжетных точках. Тем не менее, есть несколько сцен, которые выделяются с драматической точки зрения – особенно эпизод между Скарлетт Йоханссон и Каори Момои, который, пожалуй, наиболее эмоциональный в фильме.

Работа Мамору Осии едва постарела спустя 22 года. Он представлял будущее, в котором люди и машины всё ближе подходят к полному единству, и вопрошал: что мы можем получить и потерять на этом пути? Этот актуальный вопрос теперь более чем когда-либо связан с нами. Мы видели, как хакеры могут изменить личную жизнь любого человека, а раскрытие информации – исход мировых событий, и в эпоху фальшивых новостей и социальных сетей «Призрак в доспехах» по-прежнему злободневен. Но если картина 1995 года была необычной тревожной сагой о технологиях, реальности и природе человеческой души, похожей по тону на «Бегущего по лезвию», то новая ближе к аудитории «Мстителей». Руперт Сандерс готов потратить больше времени на замедленные боевые сцены и погони, чем на размышления.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here