Поверь в мечту как в доброту людей

«Приключения медведя Бригсби» – чудноватая, прямодушная, забавная притча о воображении, вдохновении и кино. В своем режиссёрском дебюте Дэйв МакКери рассказывает историю взрослого с поведением ребёнка, которого долго держали в бункере (вспоминается «Комната» с Бри Ларсон), но когда он оказывается в реальном мире, то становится изгоем. Единственное, что Джеймс (Кайл Муни) хранит в памяти – сериал о безобидном и храбром медведе Бригсби. Любовь к выдуманному зверю, созданного похитителями, делает чудака в новом окружении и сумасшедшим, и Мессией.

Щетинистый, но по-детски наивный парень избавляет общество от скуки и тоски. Инфантильный Джеймс, одержимый винтажной телепередачей и впервые сталкивающийся с внешним миром, глаголит истину: люди разучились мечтать. Прямо как в сказке – дурак оказывается умнее и честнее общества. Именно сказка о Бригсби делает трусливого Джеймса живым, а он, делясь впечатлениями о сериале детства и зажегшись идеей создания собственного фильма, уже «возвращает к жизни» свою настоящую семью, новых друзей и даже офицера полиции, который когда-то увлекался театром, но годы спустя бросил.

Взрослея, человек вынужден стыдливо оставлять и забывать детское баловство, веру в чудеса и мечты. «Приключения медведя Бригсби» переворачивает игру – ребяческие увлечения не унижают, а толкают на путь творчества. Не слушать ненавистников, хихикающих за спиной, а идти на подвиги, ради мечты. Ребята проживают фантазию и идеалы фанатичного чудака – судьбу сказочного медведя Бригсби, который в строго нравоучительной манере борется со злодеем, похожим на луну из классики Жоржа Мельеса. Бригсби выступает за всё хорошее против всего плохого. Как говорится, сказка – быль, да в ней намёк, добрым молодцам урок. Так же и с трагикомедией МакКери – счастливой повестью о том, что нельзя падать духом и нужно фантазировать, даже если ты – жертва шарлатанов.

Впрочем, если копнуть глубже, то окажется, что «Приключения медведя Бригсби» демонстрируют силу искусства. Чтобы удерживать человека в плену, удивляя, радуя и преподнося жизненно важные уроки, похититель, выдающий себя за отца (крохотная роль Марка Хэмилла), придумывает уникальный сериал, записывая его на видеокассеты. Формируется иллюзия, которая годами воспринимается героем как чистая правда. Получается, что в фильме существуют аж три мира: реальный – человеческий, изолированный – жизнь в зазеркалье, и фантазийный – тот, что в ящике. Джеймс приспосабливается к новой среде, узнавая, к своему чудовищному ужасу, что история о медведе Бригсби – выдумка и что сериал смотрел только он, о Бригсби больше никто никогда не слышал.

Обидно, что о жизни в застенках мы узнаём ничтожно мало, зато фантазийный, искусственный мир (мир кино) становится вдохновением и обретает некий высший смысл. Герои берутся за создание эдакого «Бригсби: Большой, длинный, необрезанный». Желание творить становится не такой уж и далёкой мечтой, поэтому «Приключения медведя Бригсби» – утопический рассказ, скорее, не о человеке, а о страсти и вдохновении. Очарование ленты проявляется как раз в умении человека не от мира сего приспособиться после одурачивания, ведь, по сути, всё, что Джеймсу рассказывали – грандиозный обман, который должен обернуться страшной трагедией (вспоминается «Шоу Трумана»). Однако авторы фильма весь трагизм смягчают, поэтому недоразвитость главного героя под чудесную музыку Дэвида Уинго показана не уродством для публичных издевательств и насмешек, а гордостью, да так, что оказывается, что наша реальность от заточения главного героя ничем не отличается, а может быть даже синонимична, если не страшнее.

Фильм Дэйва МакКери похож на комедии «Перемотка», «Клёвый парень» и «Эд Вуд» и мысли порой звучат демонстративно. Но «Приключения медведя Бригсби» – не только драма о парне, желающем снять кино. Лирическая картина рассказывает о товариществе, надежде и чудесах. Картина без лишнего напряга, ровная, душевная, а похищение детей никогда не было более вдохновляющим.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here