Бельгия, 1995 год. В тихом провинциальном городке Шарлеруа бесследно пропадают две девочки. За расследование берётся молодой жандарм Поль Шартье, который вырос в борделе, не контактирует с разбитной мамашей и отчаянно хочет навести хоть немного порядка в этом мире.

Одним из главных подозреваемых становится известный педофил, но операция по поимке преступника срывается из-за неэффективности действий местной полиции и изъянов бельгийской системы правосудия. Осознав, что законно действовать не получится, Поль решает поступать по совести и покарать Зло, раз уж сама Фемида решила закрыть глаза на столь гнусного злодея.

Летом 1996 года вся Европа узнала имя Марка Дитру – человека, который построил в подвале своего дома настоящую тюрьму, где пытал и насиловал детей, снимая происходящее на видеокамеру. В 80-е его уже арестовывали за сексуальные преступления, но раз за разом ему удавалось выходить на свободу.

После ареста Дитру всплыли шокирующие факты: мало того что он имел связи с высокопоставленными людьми и, по слухам, поставлял детей для утех богатым педофилам, так ему ещё и помогала собственная жена. Полиция долго не могла выйти на след подонка, а при аресте внезапно выяснялось, что улик против Дитру недостаточно. Единственные, кому удалось выжить в этом аду и кто поведал всю правду о преступлениях Дитру, были две девочки-подростка, Сабина Дарденн и Летиция Дельез.

Столь жуткие события и некомпетентность органов охраны правопорядка заставили людей выйти на улицы, чтобы принять участие в так называемом «Белом марше» – крупнейшей протестной акции в истории Бельгии.

Антони Бажон, Лоран Люка

Когда режиссёр Фабрис Дю Вельц заговорил о фильме, посвящённом этим событиям, он каждый раз сообщал в интервью, что кино лишь частично основано на истории Дитру и не является «тру краймом» в его привычном понимании. Ориентируясь на «Зодиак» Дэвида Финчера, Дю Вельц утверждал, что прежде всего хотел рассмотреть влияние определённых преступлений на отдельно взятую личность, которая одержима чувством справедливости и остро переживает невозможность взять злодея за горло на законных основаниях.

Именно поэтому режиссёр настаивал, что сценарий рассказывает вымышленную историю, а не конкретно живописует охоту на Дитру, да и образ Поля Шартье стал собирательным: «Да, он действительно вдохновлён некоторыми реальными жандармами, но это, скорее, собирательный образ. Мой сценарист примерно одного со мной возраста, и нам было интересно отразить в Поле не только реальных людей, близких к делу, но и самих себя. Наш герой – это отражение нас самих в ту эпоху. Мне кажется, я обрёл уверенность и покой как раз тогда, когда нащупал точку зрения Поля Шартье. Я мог идентифицировать себя с этим персонажем и построить через него весь фильм, не вдаваясь в излишнюю строгую фактуру. Вместо сухого пересказа я смог сделать кино».

Антони Бажон, Альба Гайя Беллуджи

Дю Вельц уже имеет богатый опыт по части «маньячного» кино. Как режиссёр, он известен так называемой «арденнской трилогией», куда входят фильмы «Мучение», «Аллилуйя» и «Поклонение». Особенно ярко выделяется «Аллилуйя» – наверное, лучшая картина в его творческой биографии, которая жёстким и бескомпромиссным языком живописует болезненный внутренний мир парочки психопатов, которые, в свою очередь, также имеют вполне реальных прототипов – убийц Рэймонда Фернандеса и Марты Бек.

Зритель, знакомый с фильмографией Дю Вельца, особенно с «арденнской трилогией», согласится, что его выбор в качестве постановщика «Дела “Мальдорор”» – вполне логичное и обоснованное решение. Его картины пропитаны атмосферой патологии и необъяснимого бытового дискомфорта, когда большая часть персонажей вызывает физическое отвращение, а экранное пространство лишает аудиторию ощущения уюта.

Серхи Лопес

Его подход к рассказу историй о сумасшедших преступниках родственен не столько Дэвиду Финчеру, сколько Фатиху Акину и его «Золотой перчатке», в которой сделана ставка на эстетизацию отвратительного. До такой степени гиперболизации Дю Вельц, впрочем, не доходит, но в данном случае это оказалось скорее минусом, поскольку кино вышло по большей части слишком пресным.

Дю Вельц в принципе постановщик неровный: свои картины он может многообещающе начать, но вместо сокрушительного катарсиса завершить потенциально сильную историю на невнятной ноте («Мучение») или вообще превратить её в мутную тягомотину («Душа»).

В первую очередь, «Дело “Мальдорор”» страдает от неровного ритма. Режиссёр постоянно отвлекается на множество побочных линий и необоснованно затягивает повествование, вместо того чтобы строить его в форме петли, медленно и неумолимо затягивающейся как на шее преступника, так и преследователя. Желая сделать из Поля полнокровного персонажа, Дю Вельц уделяет огромное время его быту и теряет при этом фокус, отчего история о похищении девочек быстро выпадает из поля твоего интереса, а интрига рассыпается, поскольку преступник известен чуть ли не с первых кадров.

Антони Бажон

Авторские метания между провинциальном бытом, полицейским расследованием и наблюдением за омерзительными бандюками упорно не хотят укладываться в цепкий, пульсирующий напряжением триллер, который в данном конкретном случае должен быть выписан как по нотам. Из-за своеобразного режиссёрского подхода к материалу кино уже к середине успевает наскучить, а когда кое-какой интерес к происходящему наконец начинает проявляться, оно уже заканчивается.

Подводит картину и не слишком удачный кастинг – если опытный Серхи Лопес изумительно хорош в обманчиво неброском образе монстра в человеческом обличье, то исполнитель главной роли Антони Бажон скорее смахивает на девятиклассника-переростка, которого нарядили в полицейскую форму, ну а Лоран Люка в гротескном гриме с одним глазом и вовсе кажется чуть ли не пародийным персонажем.

Дю Вельц хочет показать слишком многое – и одержимость жаждой справедливости, ценой которой становится разрушенная жизнь, и предъявить обвинение уродливой общественности, благодаря которой подобные преступления становятся возможными, и сделать громкий политический комментарий в сторону изъянов правоохранительной системы. Однако итог получается не слишком убедительным.

Антони Бажон

Бажон чаще играет раздражающую истеричку, чем обезумевшего от тщетных поисков благородного героя, а нить расследования, на которую и должны изящно надеваться важные сюжетообразующие элементы, то и дело рвётся, заставляя зевать и скучать, но никак не сидеть в перманентном напряжении и покусывать ногти в предвкушении ударной развязки.

Возможно, намерения самого постановщика тоже были благородными, однако зритель, к сожалению, не всегда это заметит, поскольку для того, чтобы оказаться надолго застревающим в сознании зрелищем, «Делу “Мальдорор”» не хватает очень многого и, в первую очередь, твёрдой и уверенной режиссёрской руки.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here