Джентльмены неудачи
Когда в финале второго сезона агенты американского Управления по борьбе с наркотиками всё-таки настигли Пабло Эскобара, стало очевидно, что «Нарко» ждёт серьёзная перезагрузка. Впрочем, авторы сериала изначально заявляли, что делают проект не персонально про Дона Пабло, а про наркотрафик в целом и историю борьбы с ним. Логично, что свято место пусто не бывает, и таким образом падение Медельинского картеля лишь означало, что трон должен занять кто-то другой. Король умер, да здравствует король – и вот уже титул крупнейшего игрока на кокаиновом рынке Колумбии переходит к картелю Кали.
Однако со сменой антагониста «Нарко» сильно потерял в динамике. И дело не в том, что новые враги менее харизматичны, чем старые. Первые два сезона представляли собой хроники настоящей охоты на жестокого зверя. Динамичные, напряжённые, не оставлявшие времени на передышку ни агентам УБН, ни зрителю – пусть и с заранее известным исходом, но оттого не менее захватывающие. Однако картель Кали возглавляли люди более искушённые и практичные, чем Эскобар. Недаром основатели криминальной империи происходили из благородных семей, имели высшее образование и первоначально именовали свою группировку не иначе как «Джентльмены из Кали».
На первых же минутах нового сезона мы узнаём, что главы картеля – братья Родригес – приняли решение в течение полугода свернуть кокаиновый бизнес и сдаться властям в обмен на иммунитет от преследования. Таким образом, ловить их, по сути, уже нет необходимости. Однако агент Пенья – теперь уже без своего напарника Мерфи – уж очень этого хочет. Но не может. Но всё-таки хочет… Вот и получается, что первые три серии нового сезона сериал с трудом запрягает, а Педро Паскаль только и делает, что без толку хмурит брови на разных совещаниях.
Движуха наконец начинается в четвёртом-пятом эпизодах: у УБН-овцев появляются зацепки, картель показывает зубы, добровольная капитуляция оказывается под угрозой. Тогда же у агентов появляется осведомитель по имени Хорхе Сальседо (его роль исполнил шведский актёр испанского происхождения Матиас Варела) – начальник службы безопасности братьев Родригес – и он, фактически, становится, единственным, объёмным персонажем, которому в третьем сезоне можно сопереживать. Увы, других ярких, многогранных образов, сопоставимых по масштабу с Эскобаром или полковником Каррильо, тут нет. Новые напарники Пеньи не впечатляют, политики вообще показаны пунктиром (президент Сесар Гавирия из первых двух сезонов вспоминается с ностальгией).
Пенья сотоварищи в третьем сезоне показаны какими-то хроническими неудачниками: они обязательно куда-нибудь не успевают, кого-нибудь не уберегают, а борьба с ветряными мельницами (читай – с бюрократией и коррумпированными чиновниками) занимает больше экранного времени, чем экшен. Без показаний Сальседо, получившего от агентов псевдоним Наташа, УБН не в состоянии найти и крёстных отцов, и даже несчастного бухгалтера, способного доказать связи между картелем и политиками. Кажется, если бы не совестливый осведомитель (к слову, реальный персонаж, чьи сведения сыграли решающую роль в крушении кокаиновой империи), то и снимать было бы не о чем, а картель здравствовал бы и поныне.
Во второй половине сезона авторам удаётся более-менее ровно нагнетать напряжение, а картель демонстрирует, что по уровню жестокости и насилия он не сильно уступает предшественникам из Медельина. Хотя до масштабов первых двух сезонов и в этом плане далеко: Эскобар, как известно, взрывал самолёт, избирался в Парламент, захватывал Верховный суд и строил собственную тюрьму, из которой сам же и сбегал. Джентльмены из Кали предпочитали не слишком светиться на публике, а в плане злодейств ограничивались стандартным отстрелом конкурентов и казнями предателей. В какой-то момент на горизонте возникают конкуренты из картеля Северной Долины (также известен как картель Норт-Вэлли), но ненадолго, и серьёзного противостояния не получается. Да и воевать на нескольких фронтах сразу – не в характере Родригесов, старшего из которых недаром прозвали Шахматистом. Посему наметившаяся было война картелей довольно быстро сходит на нет.
Зато приятно радует расширение локаций: несколько раз действие перемещается в Нью-Йорк, Мексику, а однажды переносится на остров Кюрасао в Карибском море. При этом слишком мало внимания уделено деяниям харизматичного «Чепе» Сантакруса-Лондоньо, заправлявшего делами картеля в Нью-Йорке. Его нетривиальная биография – а «Чепе» вместе с братьями Родригес стоял у истоков основания картеля, бежал из тюрьмы, долго скрывался и погиб при загадочных обстоятельствах – заслуживает, пожалуй, более подробного изложения, чем краткого появления на втором плане.
Развязка сезона наконец демонстрирует оптимальный баланс экшена, триллера и крючкотворства, хотя события, по сравнению с реальностью, всё-таки сильно приукрашены. Финал намекает на продолжение, в котором нас ждёт смена не только антагонистов, но и места действия: в четвёртом сезоне «Нарко» на авансцену должны выйти мексиканские картели. Сложно предугадать, куда заведёт фантазия сценаристов на этот раз, но об уровне нового соперника можно судить хотя бы по тому, что подготовка к съёмкам уже обернулась вполне реальными жертвами: в середине сентября в Мехико был застрелен ассистент продюсера сериала, занимавшийся поиском локаций…