Вернувшись домой после похода за конфетами на Хэллоуин, дети обнаруживают в мешке со сладостями видеокассету без единой надписи.
Вместе с няней они решают её посмотреть, и зритель становится свидетелем трёх жутких историй с участием клоуна-убийцы.
«Канун Дня всех святых», в строгом соответствии с названием, вышел в прокат в преддверии Хэллоуина 2013 года, оттого может сложиться неверное впечатление, что на картину повлияли два хита 2012-го – «З/Л/О» и «Синистер». На это соображение может натолкнуть структура полнометражного дебюта хоррормейкера Дэмиена Леоне в виде антологии, а также инфернальная сущность придуманного им клоуна Арта, который, как и Багул, живёт в своих изображениях.
Арт здесь отличается от того образа, к которому привыкли поклонники «Ужасающего». Его даже играет другой актёр – Майк Джаннелли. В его исполнении это не столько сатанинский шутник, сколько некое потустороннее существо, которое только выглядит как клоун. В этой связи вспоминается комедия ужасов Стивена Чиодо «Клоуны-убийцы из космоса», где неуклюжие, но опасные пришельцы маскировались под клоунов.

Пришелец есть и во второй новелле «Кануна Дня всех святых». Этот эпизод стал единственным (не считая обрамляющего), который Леоне снял специально для фильма. В качестве двух других новелл постановщик использовал более ранние свои короткометражки – «Девятый круг» и «Ужасающий» (или «Несущий ужас»). Несмотря на мастерское владение саспенсом, Леоне как будто схалтурил. Новая новелла кажется излишне камерной. Ей не хватает более напряжённого действия либо же яркой фантазии. Более того, она кажется поспешной и вставленной только для того, чтобы дотянуть до полного метра.
Зато режиссёр отлично поработал в обрамляющем сегменте. При помощи макгаффина (мы так и не узнаем, кто подбросил в мешок детям вместо конфет странную видеокассету) он выстроил захватывающую интригу. Фильм, записанный на кассете, напоминает обычный хоррор из 1980-х (неслучайно лента Леоне отличается зернистым изображением). Дети и их няня с интересом следят за сюжетом, вздрагивая в самых страшных местах. Однако постепенно няне начинает казаться, что реальность и кинематографическое изображение сливаются воедино.
Философская подложка «Кануна Дня всех святых» отчасти напоминает «Синистер», но постановщик преодолевает искус подражания за счёт мощных вкраплений иронии. Леоне добродушно посмеивается над зрителем, воспринимающим кино как вторую реальность. Иронизирует он и над тягой людей к насилию. Няня умом-то понимает, что хоррор про демонического клоуна незачем смотреть не только вверенным детям, но и ей самой. Однако тяга к запретному плоду столь велика, что как только дети уходят спать, она тут же продолжает просмотр. Ведь интересно же, что будет дальше!
Главным показателем большого таланта Леоне служит не умение держать зрителя в напряжении и даже не редкая способность снимать шоковые сцены как своеобразные аттракционы театра Гран-Гиньоль. Постановщик обладает основным умением опытного фокусника – заставляет поверить в реальность трюка. И пусть в общечеловеческой реальности не бывает демонических клоунов, однако едва ли многие зрители могут удержатся от мысли – а вдруг клоун Арт преодолеет метафизическое пространство экрана и появится у них в квартире (недаром в последней сцене режиссёр разрушает четвёртую стену, заставляя клоуна со зловещей улыбкой приближаться короткими перебежками из глубины кадра как бы к экрану каждого зрителя). Вот эта способность сделать выдуманный мир неотличимым от реального и позволила Леоне стать одним из главных хоррормейкеров современности.
Название первой новеллы, «Девятый круг», отсылает к концепции ада Данте. Арт здесь не столько основной злодей, сколько проводник в потусторонний мир, вроде Харона. Режиссёр придумал множество причудливых демонических созданий и сподобился на несколько шокирующих сцен, вроде принесения в жертву беременной девушки. На новеллу оказали влияние сюрреалистические хорроры Лючио Фульчи и «Ребёнок Розмари» Романа Полански.
И всё-таки, при всех достоинствах первой и обрамляющей новелл, сложно не признать наиболее увлекательной третью. История под названием «Ужасающий» (давшая впоследствии название персональной франшизы Арта) отчасти отсылает к сюжету третьего эпизода «Калейдоскопа ужасов 2». Но если у Майкла Горника «Путешествующий автостопом» полон чёрного юмора, то у Леоне всё предельно серьёзно.
В третьем эпизоде «Кануна Дня всех святых» клоун Арт подобен року, ибо преследует главную героиню повсюду. Концентрация сюрреалистического кошмара возрастает по мере движения к финалу, достойного пера самого Лючио Фульчи («Город живых мертвецов», «Седьмые врата ада»). Антураж развязки выполнен в лучших традициях андеграундных шокеров и, кроме того, напоминает жуткую новеллу Брайана Юзны из культового киноальманаха «Книга мёртвых».
В этих параллелях не видится никакого заимствования, а, скорее, продолжение классических традиций. Дэмиен Леоне никогда не скрывал, что желал бы возродить эстетику старой школы в высокотехнологичном XXI веке, когда неработающий интернет для многих людей страшнее самого жуткого монстра. Внушительные кассовые сборы его малобюджетных лент свидетельствуют о том, что поклонников подхода «снимать по-старинке» пока ещё много.