Иногда бывает так, что первоначальная идея фильма за время долгой работы над сценарием трансформируется в совершенную противоположность – уморительная комедия становится серьёзной драмой, душещипательная мелодрама становится уморительной комедией, а захватывающий триллер – душещипательной мелодрамой. Но это не всегда бывает следствием того, что автор сценария и будущий режиссёр, что часто одно и то же, не умеет адекватно выражать свои мысли и идеи.
Иногда его ведёт за собой сама история и её герои, которые начинают оживать на бумаге и диктовать новые условия, помогающие кинематографисту найти себя и свой стиль благодаря трансформации изначального замысла. Особенно часто такое случается с молодыми режиссёрами, которые остро ощущают потребность сделать что-то новое, однако при этом не всегда представляют, как это осуществить с историей, родившейся у них в голове, и если опытный человек, годами работающий в кино, может завершить сценарий за две недели или того меньше, то начинающие авторы обычно пишут его годами, позволяя времени проверить свои замыслы на прочность, оригинальность и то, насколько милы и дороги они сердцу будущего режиссёра.
Подобное испытал на себе и Дэвид Лоури, когда начал работать над своей третьей полнометражной картиной. За год вынашивания истории, сценарий «В бегах» превратился из крепкого, мускулистого боевика, где все герои в конце концов умирают, перебив друг друга, в меланхоличную драму о любви, верности и о том, как красивые идеи погибают при столкновении с реальностью.
Всё началось с того, что Дэвид Лоури решил рассказать историю о парне, который сбежал из тюрьмы. Но когда он сел за стол и начал писать, то понял, что не может придумать адекватный способ побега героя. «Я подумал, что вернусь к этому позже. Я начал со сцены, в которой герой бродит по лесу, после того, как он сбежал, и никогда не возвращался к самому побегу», – рассказывает сценарист и режиссёр. В конце концов Лоури пришёл к мысли, что ему стоит идти в совершенно другом направлении, и что это больше история о людях, чем о взрывах и стрельбе. Поэтому Лоури призвал на помощь всё, что ему нравится – начиная от любимых местностей и заканчивая любимыми песнями.
Лоури из тех людей, кто любит искусство во всех его проявлениях: ему интересно не только кино, не только сериалы, но ещё музыка и книги, и он ищет вдохновение везде. В случае «В бегах» большую роль в выборе стиля картины сыграли классические грустные американские фолк-баллады, исполняемые стариками в шляпах, которые сидят на задних дворах, или разочарованными молодыми парнями в барах захолустных городов, в которых можно только петь и пить, и никаких иных развлечений не намечается. Неудивительно, что при такой унылой жизни героями этих песен часто становились преступники – уж они-то знали, как с размахом тратить время на этой земле, как стать свободными от всего, но при этом их всегда ожидал несчастливый конец.
Вдохновляясь этими балладами о суровых, но побитых жизнью парнях, Дэвид Лоури решил избрать меланхоличный стиль, который в кинематографическом переложении сочетает в себе привычки современного независимого кино и шарм новаторских фильмов шестидесятых-семидесятых, рассказывающих с надрывом истории с плохим финалом. Перед режиссёром даже не было вопроса, где найти подходящие пейзажи, чтобы визуально реализовать свою идею. Эта история была возможна для него только в родном Техасе, месте, где по-прежнему поют грустные песни, носят широкополые шляпы и отращивают большие усы.
Один из актёров фильма, Бен Фостер, после прочтения сценария сразу же понял, насколько важно для Лоури место действия, и отправился в Техас, чтобы пообщаться с людьми и самому прочувствовать то, чем этот штат отличается от других точек на карте Америки. Фостер должен был сыграть роль помощника шерифа, который был ранен при исполнении, поэтому актёр был очень заинтересован в общении именно с местными представителями закона. Он позвонил в управление шерифа в Мидленде и попросил устроить для него небольшое ознакомление с особенностями жизни и службы местных офицеров. Техасские законники не только повозили актёра с собой на дежурства, но и познакомили со своими семьями. «В наши дни нечасто увидишь тихого, терпимого, достойного полицейского, который действительно делает мир безопаснее», – говорит Фостер.
Бен Фостер стал далеко не первым актёром с именем, который согласился принять участие в съёмках картины практически никому неизвестного режиссёра. К проекту также присоединились Руни Мара, стремительно шедшая вверх по карьерной лестнице после роли в американской версии «Девушки с татуировкой дракона», и Кейси Эффлек, который снимается в кино довольно редко, но очень метко, и его имя редко можно связать с некачественной продукцией, как, впрочем, и двоих других его коллег.
Так что же привлекло этих людей к фильму, за работу над которым они не получат ни большого мешка денег, ни премии «Оскар», ни удобств на съёмочной площадке, вроде личного трейлера и удовлетворения всех прихотей из райдера? Кейси Эффлека заинтересовало изложение истории. «Прежде всего сценарий мне понравился тем, как он был написан. Мне понравился язык, который использовал Дэвид. Диалоги были интересными и поэтичными», – поделился Эффлек. Когда у актёра, в связи с темой картины, спросили, что значит для него «быть в тюрьме», тот ответил, что это «появиться в плохом фильме» и честно признался, что такое с ним уже случалось, поэтому он хотел бы иметь формулу, помогающую выбирать перспективные проекты, но за отсутствием таковой полагается на ощущения. И, встретившись с Лоури, Эффлек почувствовал, что, даже если он не выбрал правильный фильм, то выбрал правильного человека.
«Я встретился с Дэвидом и уже через пять минут знал, что хочу участвовать. У меня появилось чувство, что он любит кино, любит эту историю. Он делал это не просто потому, что хочет быть режиссёром, а потому, что его действительно волновали эти персонажи», – говорит Кейси Эффлек. Что же касается Лоури, то ему даже не нужно было встречаться с Эффлеком, чтобы полюбить его и принять как идеального кандидата на роль Боба, поскольку этот актёр первым возник в голове у режиссёра, когда дело дошло до подбора исполнителей. И так получилось, что о другом варианте и думать не пришлось.
Но согласие Эффлека было далеко не первой и не последней удачей сценариста и режиссёра. После сценарий Лоури попал в руки Руни Мары. Ей понравилось то, что эта классическая история трагической любви а-ля «Бонни и Клайд» рассказывалась своими методами, в сценарии чувствовался личный голос и точка зрения. Как и её партнёр по фильму, актриса предпочитает при выборе проектов смотреть на историю и людей, которые намереваются её рассказать, а не на то, насколько это большой фильм и насколько велик гонорар. Благодаря этому Дэвид Лоури получил возможность поработать со всеми актёрами, которых он мог только пожелать, и о которых мечтают многие молодые кинематографисты.
По словам Кейси Эффлека, Ain’t Them Bodies Saints – это просто переделанная режиссёром цитата из песни, и название фильма на самом деле ничего не значит.
Большой удачей «В бегах» стало финансирование, обеспеченное спонсорами, которых даже не пришлось искать. Как и многие инди-фильммейкеры Лоури решил, что снимет картину вне зависимости от того, будут у него на это деньги или нет. Ещё когда он только задумал заниматься кинематографом, Лоури взял часть денег, что были отложены на учёбу, купил камеру и монтажную систему и начал делать первые шаги. Но, написав сценарий «В бегах», Лоури понимал, что на реализацию этого проекта ему всё-таки понадобятся 100 тысяч долларов. Он был полон решимости заработать эти деньги, и установил для себя дату начала работы над картиной: 21 октября 2011 года он проведёт на съёмочной площадке своего третьего полнометражного фильма, независимо от того, сколько у него будет средств и актёров.
В итоге съёмки всё-таки пришлось отложить, и первая сцена была снята только спустя восемь месяцев после установленной даты, но за это время Лоури неожиданно для себя заручился поддержкой не одного десятка продюсеров, занимающихся независимым кино, и мог уже не беспокоиться о финансировании.
Лоури мало распространяется о том, какая сумма в итоге была потрачена на фильм и чем именно он заинтересовал стольких людей, зато он охотно рассказывает о других тонкостях создания кино в своём блоге, который ведёт уже почти десять лет. Например, Лоури в подробностях поведал о монтаже картины, описав, как создавались девять разных сцен. Кстати, карьера Лоури как монтажёра гораздо длиннее, чем режиссёрская – в этом качестве на его счету уже более пятнадцати полнометражных и короткометражных фильмов, последним из которых была независимая сенсация Шейна Кэррата «Примесь», оставленная Лоури незаконченной из-за начала съёмок собственного проекта.
Похоже, Дэвид Лоури окончательно расставил для себя приоритеты и решил остановиться на карьере режиссёра – сейчас он работает над сценарием нового фильма, согласие на участие в котором уже дал Кейси Эффлек. Несмотря на то, что после десяти лет работы в кино голос Лоури наконец-то был услышан, он не уверен, что с его следующей работой всё сложится так же удачно, как с «В бегах», в плане финансирования и подбора актёров. Но полон решимости продолжать снимать фильмы, независимо от того, какими они будут – крупными или независимыми, не приносящими дохода или помогающими зарабатывать на жизнь.