На фестивале Tribeca Стивен Спилберг представил зрителям «Шугарлендский экспресс», свой первый студийный кинотеатральный релиз, которому в этом году исполняется 50 лет.
«Вы первые зрители, которые увидят “Шугарлендский экспресс” впервые за 50 лет», – пошутил режиссёр и трехкратный лауреат «Оскара» перед показом фильма в Нижнем Вест Сайде на Манхэттене, на который собралось огромное количество человек.
Как же так вышло? Стивен Спилберг рассказал, что студия Universal сняла фильм с проката через две недели, поскольку на него никто не шёл, несмотря на хорошие отзывы критиков. Это была первая картина режиссёра, снятая для большого экрана сразу после того, как он набрался опыта в качестве телевизионного постановщика. Также она оказалась предшественницей «Челюстей» (1975), фильма, давшего определение слову «блокбастер».
По словам Спилберга, «Шугарлендский экспресс» провалился в прокате, поскольку зрители желали видеть в нём весёлую и беззаботную Голди Хоун, не говоря уже о том, что у картины был трагический финал.
В своей беседе с Брентом Лэнгом из Variety Спилберг поделился некоторыми воспоминаниями о работе над лентой.
Фильм основан на статье «Современные Бонни и Клайд», которую Спилберг прочитал в лос-анджелесской газете The Citizens News. «Это была история пары из Техаса, Бобби и Илы Фэй Дент, которые, чтобы вернуть своего ребёнка, взятого под опеку службой защиты детей, заставили гоняться за собой полицейских по всему Техасу, и это было невероятно», – сказал кинорежиссёр. Он отправил статью сценаристам Хэлу Барвуду и Мэттью Роббинсу, и они принялись за работу.
Спилберг снял эту картину вслед за телефильмом «Дуэль», после которого ему начали присылать сценарии полнометражных лент. «Когда я приступал к работе над “Шугарлендским экспрессом”, у меня не было ощущения, будто я с Луны свалился», – сказал Спилберг, за чьими плечами уже был пятилетний опыт в качестве телережиссёра. Тем не менее, он очень хотел снять этот фильм. Universal в то время управлял Дженнингс Лэнг. Продюсерами выступили Дэвид Браун и Ричард Занук, они только что покинули Fox и заключили новый контракт с Universal.
Студия Universal не стала бы снимать фильм без участия звезды. Продюсерам удалось завлечь в проект Голди Хоун, и она оказалась первой звездой, с которой поработал Спилберг. Это был совершенно новый опыт для Голди, известной в основном по комедийным ролям в фильмах «Цветок кактуса», «Бабочки свободны» и «Хохмы Роуэна и Мартина». Но почему вдруг Хоун должна сыграть женщину в беде? Спилберга пригласили к ней домой. «У неё чистое и искреннее сердце, – сказал Спилберг. – Без неё фильм бы не получился». Режиссёр добавил, что, хотя Уильям Атертон на съёмках был очень серьёзным, смешливая Голди то и дело разряжала обстановку между дублями. На тот момент и Хоун, и Спилбергу было около 20 лет. Перед тем как приступить к вопросам и ответам, на экране показали видеообращение Хоун, в котором она рассказала, что фильм стал определяющим не только для её карьеры, но и для Спилберга.
В качестве оператора Спилберг сразу выбрал легендарного Вилмоша Жигмонда («Маккейб и миссис Миллер»). Режиссёр просто взял и позвонил ему. У них были схожие вкусы по части кино. Жигмонд снимал «Шугарлендский экспресс» при естественном свете, без искусственного освещения. Фильм также стал первым сотрудничеством Спилберга и композитора Джона Уильямса, и работают вместе они вот уже 51 год. Как и Жигмонд, Спилберг был большим поклонником партитур Уильямса, а при создании основной темы картины Уильямс вдохновлялся мелодиями Тутса Тилманса – исполнителя на губной гармошке.
Со студией возникли разногласия по поводу финала. Спилберг обсуждал его пересъёмку со сценаристами, которые заявили, что сочтут его сумасшедшим, если он пойдёт на такое. «Меня сразу же отговорили», – сказал Спилберг. Боссы Universal очень расстроились из-за финала и потребовали, чтобы на титрах была легенда о том, что героиня Хоун вернулась к своему ребёнку. Спилберг отказался. Руководство настаивало, что зрители не пойдут на фильм, если не будут знать, что мать и ребёнок в конце концов остаются вне опасности. Спилберг сопротивлялся как мог. Студия добилась своего, но «люди всё равно не пошли на фильм!», – воскликнул режиссёр.
Спилбергу нравилось работать с Брауном и Зануком. Когда Занук впервые пришел на показ законченного фильма, то взял блокнот и карандаш. По завершении он передал заметки Спилбергу, однако листы оказались чистыми. «Я никогда этого не забуду. Когда Барри Зонненфельд показал мне черновой вариант первых “Людей в чёрном”, я сделал то же самое: протянул ему блокнот с чистыми страницами вместо заметок», – сказал Спилберг.
Несмотря на то, что «Шугарлендский экспресс» провалился в прокате, Спилбергу представилась возможность снова поработать с Зануком и Брауном – над «Челюстями». В их офисе Стивен Спилберг увидел гранки оригинального романа, и ассистент продюсеров позволил ему ознакомиться с ними. В итоге Спилберг прочитал роман за выходные. «Он меня потряс», – сказал он. Режиссёр уже был назначен, но месяц спустя выбыл из проекта, и картину предложили поставить Спилбергу. Ну а далее были кассовые сборы, превышающие 477 миллионов долларов. Интересный факт: в «Шугарлендском экспрессе» снялся сын Ричарда Занука, Харрисон, сыгравший малыша Лэнгстона.
Вспомнил ли Спилберг о своём фильме, когда полицейские гонялись за белым «Фордом Бронко» О. Джея Симпсона? «Да, да! Ещё как! Я подумал: вот чёрт, мою идею украли!»