Блюдо, которое подаётся холодным
В 2003 году кореец Пак Чхан Ук, уже пользовавшийся славой на родине благодаря хитам вроде «Объединённой зоны безопасности», получил мировое признание, сняв «Олдбоя». Экранизация одноимённой манги за авторством Гарона Цутии и Нобуаки Минегиси, повествующая о простом работяге-семьянине, которого по неизвестным причинам похищают и запирают в комнате без окон на 15 лет, после чего без объяснений отпускают, вызвала настоящий фурор среди любителей оригинального, бескомпромиссного и поэтичного кино.
Фильм стал хитом корейского проката и получил Гран-при Каннского кинофестиваля в 2004-м (председателем жюри в том году был Квентин Тарантино). «Олдбой» шокировал и завораживал зрителей по всему миру своими безжалостными сценами насилия, философской глубиной и финалом, лишающим дара речи. Естественно, как и в случае с любым успешным фильмом, снятом не на английском языке, за «Олдбоя» мгновенно взялись голливудские продюсеры, чтобы снять ремейк для зрителей, которым лень читать субтитры.
Руководить созданием новой версии «Олдбоя» взялся продюсер корейского происхождения Рой Ли, недавно создавший компанию Vertigo, специализирующуюся на передаче прав на ремейки азиатских хитов, и уже имевший немалый успех благодаря американской версии «Звонка». Съёмки нового «Олдбоя» должны были стартовать в 2006 году с Джастином Лином в качестве режиссёра и Николасом Кейджем в главной роли. Однако Лин быстро переключил своё внимание на другие проекты (включая серию «Форсаж»), а у Кейджа был слишком плотный съёмочный график, поэтому «Олдбой» сбавил обороты.
Проект возродился в 2008-м, когда интерес к нему проявила ещё более неожиданная пара в лице Стивена Спилберга и Уилла Смита. Тогда у фильма появился сценарист – Марк Протосевич («Я – легенда», «Тор»). Но на следующий год их энтузиазм убавился, среди прочего после судебного иска со стороны издателей оригинальной манги против продюсеров корейского фильма, которые передали права на ремейк Спилбергу, не получив согласия издателей. Таким образом, в 2009-м и Смит, и Спилберг переключили своё внимание на другие начинания. Протосевич же продолжил корпеть над сценарием.
Лишь по прошествии ещё двух лет американский «Олдбой» наконец увидел свет в конце своего тоннеля. В июле 2011 года за производство фильма взялась компания Mandate Pictures, которая привлекла в качестве постановщика Спайка Ли – режиссёра «Малкольма Х» и «Делай как надо», – который славится исследованием тем расовых и социальных конфликтов в современном американском обществе.
Выбор Ли на титул режиссёра был по меньшей мере неожиданным: традиционно он работает с оригинальными сценариями собственного авторства, да и жанр экшен-триллера Ли не особенно близок. Но периодически 56-летний уроженец Бруклина выходит за собственные рамки и работает «по найму», как это было в 2006-м, когда по приглашению Брайана Грейзера он поставил криминальную драму «Не пойман – не вор».
Ли, будучи большим поклонником фильма Пака, в первую очередь связался с ним, чтобы получить благословение. Корейский коллега отозвался о проекте положительно и лишь пожелал американцам снять свой фильм, а не просто копию. Этот принцип стал основополагающим для всей съёмочной группы и для Протосевича, который, по собственному признанию, подошёл к написанию сценария как к записи кавер-версии известной песни – сохраняя суть, но добавляя к ней что-то новое и личное.
Вместе с режиссёром у фильма вскоре появился исполнитель главной роли – Джош Бролин. Звезда «Старикам тут не место» и Ли уже не первый год искали шанс поработать вместе, и «Олдбой» оказался идеальным вариантом для обоих. Это, правда, не означало, что работа обещала быть лёгкой: для убедительной передачи трансформации главного героя из одутловатого тюфяка в мускулистую машину смерти Бролину пришлось в кратчайшие сроки набрать уйму лишнего веса, а затем по мере съёмок этот вес быстро сбросить и превратить в мышечную массу.
Что касается второй главной роли – человека, который поместил нашего героя в заточение, – то здесь продюсерам и режиссёру пришлось подождать, пока не нашёлся достойный кандидат. Первым кандидатом был ещё один любитель радикальных манипуляций над своим организмом – Кристиан Бэйл. Однако «оскароносный» валлиец отказался. После него дал отказ и другой лауреат «Оскара» – Колин Фёрт. Третья попытка также оказалась неудачной, и от роли злодея отказался Клайв Оуэн. В итоге роль получил куда более скромный иностранец – Шарлто Копли («Элизиум»).
Роль спутницы главного героя, помогающей ему найти своих захватчиков, досталась Элизабет Олсен («Марта, Марси Мэй, Марлен»), после того как от неё по разным причинам отказались Лили Коллинз, Руни Мара и Миа Васиковска. Также в «Олдбое» состоится долгожданное воссоединение Спайка Ли и Сэмьюэла Л. Джексона – в последний раз они работали вместе в 1991-м на «Лихорадке джунглей».
Съёмки фильма проходили осенью 2012-го в Новом Орлеане со скромным бюджетом в 30 миллионов долларов. Несмотря на участие звёзд, фильм снимался в «независимом» духе, и авторы заверяют, что нисколько не отступили от бескомпромиссного стиля оригинального фильма. Ли заявляет, что по части жестокости и насилия в его версии истории никто не сглаживал острые углы, но при этом ставка не делалась исключительно на физическое насилие. Насколько при этом создателям ремейка удалось сохранить более деликатные особенности кульминации, никто не говорит, и это нам предстоит увидеть уже в кинотеатре.
Завязка новой версии практически идентична оригиналу: Джо Дусетта, главного героя, похищают незнакомцы и запирают в комнате неизвестно где на 20 лет. По прошествии срока его выпускают на волю. За прошедшие годы наш герой успевает пересмотреть все свои взгляды на жизнь, на людей, и на самого себя, набирая силу, накапливая знания и собирая всю свою злобу, чтобы найти своих обидчиков, жестоко отомстить и получить ответы на главные вопросы – почему его похитили и, что ещё важнее, почему его отпустили?
Как и в случае с любым ремейком общепризнанного хита, вопрос о целесообразности создания новой версии остаётся актуальным. Тем не менее, профессиональный уровень участников процесса и весьма многообещающие рекламные материалы заставляют надеяться на лучшее. А в крайнем случае, если фильм окажется неудачным, то оригинал никто у нас не заберёт. И каким бы ни оказался ремейк, он привлечёт к фильму Пака дополнительное внимание. А это уже не может быть плохо.
Рейтинг ожиданий: 8
В прокате с 28 ноября 2013