Путь мести
Нгок Мин Кван (Джеки Чан) живёт в Лондоне, владеет рестораном азиатской кухни и в одиночестве воспитывает дочь. Когда они вместе отправляются за её платьем на выпускной, то случайно оказываются в эпицентре террористической атаки. В результате взрыва дочь Квана погибает, и убитый горем отец клянется найти и покарать убийц. Ответственность за теракт берёт на себя группировка «Истинная ИРА». Разруливать ситуацию в правительстве назначают заместителя министра по делам Ирландии Лиама Хеннесси (Пирс Броснан). Тот по молодости и сам грешил привязанностью к радикальным течениям, но с годами остепенился, сделал карьеру и теперь пытается погасить конфликт. На его беду Кван, во-первых, ветеран вьетнамской войны, а во-вторых, свято уверовал, что Хеннесси знает больше, чем говорит, и способен вывести его на след террористов…
Режиссёр Мартин Кэмпбелл известен не в последнюю очередь благодаря двум успешным перезапускам бондианы («Золотой глаз» и «Казино Рояль»), однако «Иностранец» по духу и по сути ближе к другой его работе. В «Возмездии» (2010) полицейский в исполнении Мэла Гибсона аналогичным образом мстил за убитую дочь, вскрывая попутно корпоративный и политический заговоры. Здесь прослеживаются схожий настрой и мотивация центрального персонажа, только политики здесь побольше, а корпораций нет совсем – основное зло на этот раз исходит от террористов. При этом политические интриги и заговоры – не просто эффектный фон для экшена, они имеют системообразующее значение для сюжета.
Наличие среди актёров самого экс-Бонда также не должно вводить в заблуждение: «Иностранец» вообще было бы правильно считать скорее политическим триллером, нежели боевиком. Подковерная возня политиков, попытки распутать клубок лжи, интриг и противоречий занимают ничуть не меньше времени, чем драки, погони и перестрелки. В экшене, впрочем, также недостатка нет – боевые сцены сняты качественно, постановка трюков на привычно высоком для фильмов Джеки Чана уровне. А эпизоды, в которых Кван скрывается в лесу, благодаря навыкам диверсанта мастерски заманивая преследователей в многочисленные ловушки, почти прямо отсылают к лентам о Джоне Рэмбо.
Попытки режиссёра вывести во главу угла политическую составляющую сценария и наличие в кадре величавого, роскошно седеющего Пирса Броснана даже создают иллюзию, что герой Джеки Чана здесь не главный и для развития истории не очень-то нужен. Однако уберите Квана – и перед нами останется сухая полуторачасовая лекция об очередном обострении североирландского конфликта. Потерявший смысл жизни старый солдат не просто придаёт истории динамику, а выступает эдаким «джокером», неизвестной величиной, которая вносит хаос в деятельность и политиков, и спецслужб, и террористов.
Пожалуй, единственное, в чём можно упрекнуть фильм – в его некоторой зацикленности на чисто британских внутриполитических проблемах и конфликтах. Просмотр «Иностранца» не требует энциклопедических знаний, но всё же хотя бы поверхностное знакомство с темой желательно. Иначе регулярно встречающиеся в диалогах «Ольстерские добровольцы» или «Шинн Фейн» могут поставить в тупик.
«Иностранец» так или иначе уже вошёл в фильмографию Джеки Чана как самая нетипичная для его карьеры картина. Здесь не стоит ждать привычных ужимок и прыжков, смешных дублей на титрах и прочих обычных для его лент атрибутов. Зато в кои-то веки есть возможность оценить драматический талант актёра. Его герой вызывает искреннее сочувствие (по сюжету, в прошлом он потерял двух старших дочерей и жену), а сценарий совсем не намекает на хэппи-энд. Это мрачноватая история, в которой нет места прощению и оптимизму, зато найдётся для мести, шантажа, предательств и манипуляций.
Фильм словно нарочито сделан в духе политико-шпионских триллеров 90-х. Но даже будучи по-хорошему «олдскульным», «Иностранец» совсем не кажется архаичным. Тема противостояния британских властей и ирландских террористов, казалось, исчерпала себя ещё лет двадцать назад, когда и сама ИРА была на подъёме, и в массовой культуре конфликт в Северной Ирландии обыгрывался регулярно («Игры патриотов», «Собственность дьявола»). «Иностранец» же доказывает, что и на таком материале вполне можно сделать интересную, актуальную историю, которая смотрится бодро и свежо и при этом ни на секунду не отдаёт нафталином и застарелостью.