Игры патриотов
1603 год. После смерти Елизаветы на троне воцаряется шотландский король Яков I Стюарт. По стране идут гонения на католиков: мессы запрещены, католические священники находятся на нелегальном положении и фактически вынуждены «уйти в подполье», всех причастных и сочувствующих подвергают пыткам и казням. Насмотревшись на мучения собратьев по вере, выходец из уважаемого дворянского рода Роберт Кейтсби (Кит Харингтон) решает действовать: вместе со своим дальним родственником Томасом Уинтером (Эдвард Холкрофт) он отправляется просить помощи у «заокеанских партнёров». Сначала они ищут поддержку у Испании, которая ведёт затяжную войну с Англией и позиционирует себя как защитница угнетённых католиков. Однако геополитика – штука тонкая и не быстрая, а Кейтсби стремится решить проблему как можно скорее и переходит к радикальным методам. Путешествуя по континентальной Европе, он собирает группу единомышленников, среди которых оказывается и человек по имени Гай Фокс (Том Каллен)…
Хотя исторически Гай Фокс – наиболее известный участник Порохового заговора, а его имя с годами и вовсе стало почти нарицательным и даже дало название целому празднику, он был лишь исполнителем, которого привлекли к проведению акции как талантливого инженера. Идейным же вдохновителем и лидером заговорщиков был как раз Роберт Кейтсби, и, выводя его в качестве центрального персонажа сериала, авторы чётко следуют букве истории. При этом для сыгравшего его Кита Харингтона эта роль получилась глубоко личной и важной: актёр – прямой потомок самого Роберта Кейтсби, и даже его полное имя звучит не иначе как Кристофер Кейтсби Харингтон. Гай Фокс же изображен героем второго плана, хмурым, неприветливым парнем, который искренне ненавидит короля и должен в назначенный час подорвать Парламент, положив тем самым начало восстанию.
Увы, Кит Харингтон не совладал с ролью знаменитого предка. Его Кейтсби – тот случай, когда за портретом героя почти не видно живого человека. Большую часть времени актёр ходит с унылым видом, толкает духоподъёмные речи и красивые лозунги. Лишь в сценах, где он общается с сыном, в нём проявляются искренние эмоции, а не пафос. Ещё одну звезду проекта – Лив Тайлер, играющую родственницу Кейтсби Анну Во – кажется, и вовсе добавили в сценарий, чтобы в сериале был хотя бы один узнаваемый женский персонаж.
Вот и получается, что самыми фактурными, объёмными и интересными героями в «Порохе» оказываются два персонажа, которые пытались – каждый по-своему – предотвратить заговор: священник Генри Гарнет в исполнении Питера Муллана и граф Роберт Сесил, сыгранный Марком Гейтиссом. Первый хоть и связан с заговорщиками, но всячески пытается отговорить Кейтсби от радикальных мер, считая силовые методы неприемлемыми. Это человек с огромной силой духа, не отрекающийся от своих убеждений даже перед лицом смертельной опасности, готовый на самопожертвование и исповедующий идеалы гуманизма и непротивления злу насилием. Персонаж Гейтисса олицетворяет собой бездушную государственную машину, готовую для сохранения власти на любые меры, включая репрессивные. Граф Сесил отвечает за безопасность короны и под этим предлогом плетёт интриги, подсылает к заговорщикам шпионов и не стесняется прибегать к жестоким пыткам для получения нужной информации.
К слову, изображения пыток и публичных казней у создателей «Пороха» получились не просто кровавыми, а даже чересчур натуралистичными. Излишнюю жестокость этих сцен отметили и британские зрители и критики. Всё же добиться эффекта погружения в угрюмую, мрачную атмосферу того времени можно было бы и с помощью других инструментов, не фокусируясь на шокирующих кровавых подробностях. В остальном же этот мини-сериал из трёх эпизодов даёт вполне ясную, пусть и несколько прямолинейную, картину политических и социальных процессов Англии начала XVII века. Даже немного странно, что столь важный этап британской истории, породивший множество толкований и воплощений в современной массовой культуре, до сих пор не получал подобной экранизации.