30 лет назад в свет вышел боевик тогда ещё малоизвестного режиссёра Джона МакТирнана – «Хищник». Фильм прославил Арнольда Шварценеггера, хотя у того за плечами уже были «Терминатор», «Коммандос» и «Конан-варвар». Но всё же именно в «Хищнике» Шварц проявил себя как актёр, а для МакТирнана этот экшен стал фундаментом, на котором он построил величайшего «Крепкого орешка». Самое время для ностальгии.
«Хищника» (первоначальное название «Охотник») справедливо называют копией «Чужих»: ядро обоих сюжетов – война спецназа с инопланетной тварью. Впрочем, лента Джона МакТирнана по сценарию Джима и Джона Томасов и Шейна Блэка (играет здесь очкастого остряка) и под патронажем опытнейшего продюсера Джоэла Сильвера («Смертельное оружие») можно смело назвать эталоном боевиков. Здесь добротные актёры, крутые персонажи, загадочная история, меткие диалоги, стремительное повествование и взрывное действие. Имеет смысл иной раз пересмотреть «Хищника», чтобы почувствовать прилив сил и увеличение мышц.
Итак, в банановой республике местные коммунисты держат в плену американских военных. На спасательную операцию отправляют группу первоклассных спецназовцев. Из месива живыми выходят только Датч (Арнольд Шварценеггер) с сотоварищами и туземка, которая твердит про злых духов джунглей. Оказывается, что кто-то подвесил армейцев на деревья и снял с них кожу, а по лесам бегает нечто неземное, устраняющее одного вояку за другим. И вот, оставшись один на один с космическим демоном, Датч, измазавшись чернозёмом, становится для пришельца невидимым, а значит – неуязвимым.
Рассказ – под милитаристскую музыку Алана Сильвестри с африканскими мотивчиками – начинается как любой другой военный боевик: разнокалиберные персонажи получают важное задание. У каждого солдата есть отличительная черта: один жуёт табак и козыряет монстрическим пулемётом, другой курит толстую сигару, третий не выпускает из рук бритву, кто-то носит очки и юморит, а кто-то обладает тонким нюхом на опасность… Кто и как умрёт первым – непонятно. Суровых и дурачащихся мужиков объединяет верное товарищество и жаркие, как инферно, тропики. Конечно, создатели могли бы забить время развитием каждого образа, но зачем распыляться, если всю мысль можно выразить одним кадром – лучшим рукопожатием в истории кино – цепкий армрестлинг Датча и ЦРУшника Диллона (Карл Уэзерс). Нас волнуют мускулы и оружие, которые порой играют лучше актёров. Зритель даже не знает полных имён героев. Главное, что за дело берутся большие пушки и неубиваемый монстр, вырывающий человеческие позвоночники в качестве трофеев.
Братва Датча («европейское» имя оправдывает акцент Шварца) не из робкого десятка. В ключевой сцене, когда солдаты догадываются, что находятся под прицелом, они сплошняком косят джунгли, выпуская весь арсенал. Эпизод отражает порнографическую суть агрессивных блокбастеров, а именно – глупое желание пострелять. Боеприпасы потрачены впустую. Режиссёр высмеивает американский милитаризм, изображая его абсурдность и бессилие. Похожая мысль заложена в сцене, где команда штурмует базу повстанцев. Спецназовцы демонстрируют свои навыки, с задором перестреливая врагов. Летят тела и осколки, повсюду валит дым, но вновь всё без толку. Военных обманывают. Завязка грязновата и туманна, но это 80-е, поэтому бегло тень бросают на русских, которые якобы затевали что-то страшное. Происходит зачистка базы, за которой следует грызня между Датчем и Диллоном. Спор малопонятен, что, впрочем, неважно, ибо теперь за ними ведёт охоту Хищник. Употевшие солдаты продолжают маршировать сквозь заросли, где мы впервые смотрим на них глазами Хищника – тепловое излучение делит всё на красный и синий.
Именно здесь начинается настоящее мясо сюжета. Вдобавок картина преподносит пару жизненных уроков: табак и война – зло. Оказывается, Хищник не трогает тех, кто не вооружён. «Не бери оружие! Он тебя не убил, потому что ты без оружия… не спортивно», – утверждает Датч. И хотя многие думают, что фильм МакТирнана – глупое зрелище, это, по иронии судьбы, пацифисткое кино. К тому же, история разворачивается не в будущем, а сегодня. Неудивительно, что в интервью изданию NME Джон МакТирнан раскритиковал современное голливудское кино, назвав его фашистским. Он убеждён, что культ американской супермаскулинности – одна из самых худших вещей в мире за последние 50 лет. «Сотни тысяч людей погибли из-за этого идиотского наваждения», – сказал режиссёр.
В фильме чувствуется что-то глубоко лицемерное: сперва заявляют, что партизаны – совершенное зло, но несколько минут спустя их безжалостно уничтожают. С одной стороны – суровые дядьки, наглые разговоры и военная исключительность Америки, а с другой – страх и сентиментализм. Хищник же с лёгкостью усмиряет это нездоровое желание американцев повоевать. Вооружённые люди – добыча. А рядом всегда найдётся кто-то поздоровее и посильнее. Лирика и вечный конфликт. И опять же, следует сказать, что это не антикорпоративная и антимилитаристская сатира вроде «Робокопа», а, как признал сам МакТирнан, «старомодное попкорновое кино».
Далее зрителя ждёт Шварц с его «крылатыми»: «Get to da Choppa!» и «You’re one ugly motherfucker!». Герой валяется в грязи, готовит ловушки для Хищника, будто он – мальчишка из фильма «Один дома». Землянин против космический стихии. Наконец, Хищник снимает маску, демонстрируя жуткую рожу, и когда хочется взвыть: «Шеф, всё пропало… всё пропало!», одинокий вояка бросается на монстра с кулаками. В отличие от того же «Коммандоса», где персонаж Арнольда уже с первых минут показан несокрушимым и до безобразия неустрашимым героем (Джон Мэтрикс с каменным лицом несёт на плече здоровенное бревно и в руке у него бензопила), в «Хищнике» безоружному Шварцу – украшению картины, выражающему гнев, настороженность, лихость и растерянность – приходится уползать от пришельца, и лишь пав он может надеяться на достойный удар. Тут-то и рождается герой. Победа Датча – вымученная победа всего человечества над внешним агрессором.
Между прочим, прибытие Датча и Хищника в джунгли намекает на их неизбежную дуэль. Обоих персонажей представляют похожим образом. Фильм начинается не с полёта команды Датча на вертолёте, а с коротенького пролога – космический корабль приближается к Земле, от него отсоединяется корабль поменьше с пришельцем внутри. Незначительная и даже необязательная сцена похожа на высадку ребёнка в школу. К тому же, оба героя убивают только тех, кто представляет серьёзную угрозу. Как говорит герой Шварца: «Мы спасатели, а не убийцы». Ни тот, ни другой не преследует лёгкие мишени. И пришелец, и Датч – два опасных хищника и две хитрые добычи. Правда, неясно почему же бравые вояки не сложат оружие, чтобы остаться в живых. Заигрываются.
«Хищник» – лишь вторая лента МакТирнана, но режиссура без всяких сомнений уверенная, а операторская работа Доналда МакЭлпайна преследующая, бдительная и, что удивительно, плавная, хотя всё снято на натуре – в густых джунглях в дебрях Мексики. МакТирнан знает и как рассказать историю, и как показать природу. География в фильме крайне важна – она рифмуется с сюжетом. Безумие непроходимых лесов способно засосать и вскружить.
Великих монстров в поп-культуре считанные единицы. Годзилла, Терминатор, Ксеноморф, Хищник. На роль инопланетянина был определён Жан-Клод Ван Дамм, но тот ушёл, когда понял, что будет спрятан в громоздкий костюм, который большую часть картины ещё и невидимый (камуфляж охотника делает его настоящим Человеком-невидимкой). Тогда бельгийца сменил здоровый чернокожий актёр Кевин Питер Холл, бесподобно передавший характер космической твари движениями тела. Актёр действовал изнутри.
Мало того, в фильме мог остаться черновой вариант костюма – насекомообразное чудовище с длинной шеей, большими глазищами и маленькой головой. Согласитесь, такой ужас явно не то, что достойно звания каноничного монстра. Дело зашевелилось с приходом Стэна Уинстона, работавшего над спецэффектами для «Терминатора», «Нечто» и «Чужих», и придавшего гармоничный вид культовому зверю. Поговаривают, что и Джеймс Кэмерон приложил руку к Хищнику, снабдив его мерзкими мандибулами. Именно бравые герои и экстравагантный злодей, издающий звуки, которые давным-давно стали визитной карточкой Хищника (симбиоз мурчанья и щелчков, придуманный и исполненный актёром Питером Калленом – голосом Оптимуса Прайма) делают хорошие боевики великими.
«Хищник» – не лучший фильм всех времён и народов. В конце концов, у нас есть другая классика 80-х. Правда в другом: «Хищник» – прекрасный остросюжетный, атмосферный летний блокбастер, в котором даже визуальные эффекты не слишком устарели (за них фильм был номинирован на «Оскар»). А монстр, как и прежде, остаётся каноничным чудовищем в истории кино. Надеюсь, что Шейн Блэк, режиссёр нового «Хищника», получившего возрастной рейтинг R, достигнет хотя бы половину успеха жанровой классики.
Прекрасно написано.
Не все снято на натуре. Финальная битва целиком сделана в павильоне.