Для работающей в картинной галерее Элизабет МакГроу жизнь развивается не лучшим образом. Карьера не сложилась так, как этого ожидала девушка, а брак пошёл по швам. Но судьба дарит ей шанс на миллион, когда сводит её с инвестором с Уолл-стрит, Джоном Грэем. Их отношения развиваются стремительно, мужчина привносит в однообразные будни Элизабет романтический пыл, страстность, эмоциональность. Но любая, даже самая чудесная сказка имеет конец. И, возможно, обольстительный красавец – не тот, с кем МакГроу сможет построить своё будущее счастье.

Предпоследнее десятилетие двадцатого века стало для Голливуда временем, когда откровенность в кино перестала восприниматься исключительно в негативном ключе. «Дикая орхидея» с Микки Рурком, «Американский жиголо» с Ричардом Гиром, «Порки», «Роковое влечение» Эдриана Лайна и другие представители эротического жанра увеличили контингент кинолент, одной из главных тем которых была отнюдь не платоническая любовь между мужчиной и женщиной.

Одной из таких постановок стала, обретшая культовый статус в Советском Союзе, лента «9 ½ недель» – хит эпохи видеосалонов. В его основу легла одноимённая автобиографическая книга Элизабет МакНилл. Притянутая за уши, донельзя упрощённая, но обаятельная эротическая мелодрама Эдриана Лайна («Лестница Иакова», «Неверная») с крепким актёрским дуэтом во главе со временем стала ассоциироваться не только с конъюнктурным бездушным продуктом мэйнстрима, но и с тёплой ламповой атмосферой восьмидесятых.

9 ½ недель

Ким Бейсингер за свою роль получила номинацию на «Золотую малину», а также удостоилась чести именоваться секс-символом своего времени. Что, согласитесь, наилучшим образом характеризует фильм, сотканный из противоречий, чарующий приятным музыкальным сопровождением (как ни странно, ещё одна номинация на антипремию), неровный, но притягательный и отлично подходящий для романтического свидания. Игра ведущих артистов далека от эталонов высшей школы актёрского мастерства, а представители некоторых американских СМИ разнесли картину в пух и прах, но, пожалуй, это тот исключительный случай, когда «минус» на «минус» даёт «плюс».

Если посмотреть на фильм беспристрастным взглядом, то окажется, что работа Лайна – типичный паточный фильм, пусть и не без оригинальных находок. К их числу можно отнести яркие эротические моменты, напоминающие по своей специфике эпизоды клипов поп-звёзд того времени. Лощённые, вылизанные, гипертрофированно помпезные – они задают общую тональность ленты, их хочется пересматривать снова и снова. Между центральными персонажами ощущается химия, им веришь, даром что Бейсингер в интервью не раз утверждала, что о сотрудничестве с Микки Рурком у неё остались не самые приятные воспоминания.

9 ½ недель

Интересно, что в новом тысячелетии фильм стал обязательным пунктом всех учебников отечественных пикап-сообществ. Манипуляция сознанием, простейшие психологические приёмы заинтересовали любителей примитивных, но изящных и действенных методов ухаживаний за противоположным полом. Но всё же «9 ½ недель» – в первую очередь наслаждение для глаз, а не пища для ума. Хотя и с этой точки зрения трудно обвинить работу Лайна в прямолинейности. Пассионарный Джон – любопытный герой, пусть Рурк на протяжении всего хронометража постановки и играет его с одинаковой кокетливо-жеманной ухмылкой. Обаятельный яппи кажется загадочным принцем на белом коне, но, как известно, первое впечатление обманчиво. За ширмой субъективного идеализма и мировоззренческого эпикуреизма скрываются непременная апатия и пресыщенность жизнью, подстерегающие мужчину на заключительном этапе его исканий. Эмпатия – одно из ключевых понятий человека, а секс – не цель, но средство познания высшего человеческого чувства. Эти идиомы в «9 ½ неделях» возводятся в абсолют, но не поднимаются напрямую; их можно заметить, если внимательно смотреть между строк.

Сюжет, который выглядит в большей степени несбыточной мечтой усреднённой домохозяйки, нежели результатом плодов деятельности опытных драматургов, дробится на отдельные отрывки, уровень которых колеблется от завораживающе-прекрасных (уже упомянутые постельные сцены) до аляповатых, неудачных, словно вымученных по указке взбалмошного преподавателя практикантами-новичками заштатного кинематографического вуза. Сценарий неровный, диалоги не врезаются в память, а мотивация героев и общая правдоподобность происходящего весьма сомнительны. Но всё же это не отменяет того, что за просмотром время летит незаметно.

9 ½ недель

Удивительно, но авторам постановки удался непростой приём: банальная слезоточивая мелодрама привлекает в равной степени и мужчин, и женщин! Одним по вкусу придутся сцены, демонстрирующие аппетитные формы Ким Бейсингер, другие приметят в полотне душещипательную историю о том, что трепетный жар страсти почти всегда сильнее здравого разума и холодного расчёта, а также облекут в завораживающую мечтательность вящие думы о своём суженом.

«9 ½ недель» метафоричны и наполнены символами, за которыми спрятаны ключи к лучшему пониманию персонажей. Не стоит ждать от фильма вывода постулатов уровня Зигмунда Фрейда. Некоторые из символов, как, например, фрукты, которыми Джон кормит Элизабет, незатейливы и однозначны в своём толковании. Другие, вроде диалогов со старым художником, выдерживают несколько различных трактовок. За кажущейся внешней простотой скрывается минорная песнь о невозможности обладания, о крахе заветной, но, как правило, утопической, мечты, о всеобъемлющем желании, о подчинении и преобладании, о невыносимом голоде, за которым подчас сложно разглядеть истинные цели и мотивы.

9 ½ недель

Помимо режиссёрских находок, фильм вошёл в анналы истории кино благодаря ставшей сверхпопулярной музыкальной теме, под которую МакГроу танцует для Грэя свой знаменитый стриптиз: Джо Кокер и без того не нуждался в представлениях, но песня «You Can Leave Your Hat On» придала ему узнаваемость среди той части публики, что не интересуется блюзом.

Немногие знают, что в 1997 году, минуя кинотеатры, сразу на видео вышло продолжение работы Лайна «Любовь в Париже», действие которого развивается спустя десять лет после событий первой части. В столице Франции герой Рурка встречает девушку, на которой видит платок, когда-то подаренный им Элизабет. Мужчина пытается дознаться, каким образом этот предмет гардероба попал к ней. Но вместо поисков прежней любви Джон находит другую: незнакомка становится для него новым наваждением. Вторая серия была обругана критиками, но это не помешало спустя один год выйти третьей части. «Первые 9 ½ недель» также вышли прямиком на видеоносителях, а в главных ролях были задействованы лишь звёзды категории «Б».

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here