История нового фильма Ари Астера берёт начало в 2011 году. Двенадцать лет назад молодой постановщик снял короткометражную ленту «Бо». Она была одной из первых среди других его подобных работ и показывала историю таинственных злоключений неназваного героя, теряющего ключи от квартиры.

В длящейся всего семь минут постановке автор применил классические методы запугивания – скримеры, нагнетающий саундтрек, стандартные монтажные склейки, – предпочёл продуманной картинке съёмку на любительскую камеру без стабилизатора и использовал игру света и тени с особым акцентом на тёмных эпизодах.

Интересно, что затем, уже работая в полном метре, Астер иначе взглянул на хоррор. В двух его фильмах – «Реинкарнации» и «Солнцестоянии» – гораздо больше интеллектуального и психологического, чем поверхностного и жанрового.

Более того, со временем картины Ари Астера стали считать образцовыми слоубёрнерами (англ. slow burner) – фильмами ужасов, пугающими не традиционными способами, а медленно погружающими зрителя в атмосферу мрака и ужаса. Одна из важнейших составляющих таких фильмов – упор на социальные и психологические проблемы героев.

Но слоубёрнеры появились не сегодня. И даже не вчера. Можно вспомнить «Ребёнка Розмари», «Изгоняющего дьявола» и «Сияние». Но в последнее время слоубёрнеры вновь на вершине.

Астер избрал такую форму, но ему в первую очередь важно содержание. Он наполняет свои работы символизмом, обращается к североевропейскому фольклору и демонологии, особенно внимательно относится к аудиовизуальной составляющей. Например, в «Солнцестоянии» посторонние звуки сведены к минимуму. Это нужно для того, чтобы усилить саспенс. Так, любой случайный шум, будь то внезапный скрип половиц или нежное дыхание ветра, отлично «играет» на историю.

Схожая ситуация и с видеорядом. Любимый оператор режиссёра – Павел Погоржельский. Кинематографист польско-канадского происхождения ответственен за картину обоих полнометражных фильмов Астера, а также поработал над многими его короткометражками и снял «Никто» для Ильи Найшуллера.

Для создания необходимой атмосферы в постановках своего товарища Погоржельский использует камеры 5K, объективы Primo 35mm и 70mm, а также широкоугольные объективы.

Играя с фокусом, насыщая ленты тёплыми цветами и сужая цветовой диапазон до минимума, демонстрируя знаки, оператор пока ещё не выработал собственного яркого почерка – для этого прошло ещё слишком мало времени, – но нет сомнений в том, что в ближайшей перспективе это случится.

«Все страхи Бо» наверняка станет ещё одной ступенькой в этом направлении. Но не менее важно и то, какие смыслы вложил в свой новый проект Астер.

Все страхи Бо

Исходя из того, что уже известно о фильме, стоит ожидать продолжения «семейной» темы. Дело в том, что предыдущие картины автора поднимали сложные вопросы, касающиеся связей близких родственников. Абьюз, токсичные и созависимые отношения были в центре внимания режиссёра.

Впрочем, главный герой «Всех страхов…» мало похож на протагонистов его прежних картин. Переживающий по поводу и без Бо Вассерман после внезапной смерти матери, противостоя своим самым сильным страхам, отправляется в эпическую кафкианскую одиссею домой.

Таков простой на первый взгляд сюжет. Но он таит в себе множество интересных подробностей, сообщать которые, впрочем, не спешат ни Астер, ни выпускающая фильм студия A24.

Режиссёр почти не распространялся о своей новой ленте, но в одном из недавних интервью New York Times сказал, что считает проект «еврейской комедией», и что «вязкая паранойя и странный юмор будут ключевыми элементами фильма».

Короткометражный фильм стал не только идейной основной для постановки, но и послужил материалом для одного из эпизодов старшего брата.

Анонс третьей полнометражной ленты Астера состоялся в феврале 2021 года, а её первоначальное название – «Бульвар Разочарования» (англ. Disappointment Blvd.).

В июне и июле того же года был объявлен актёрский состав. Главную роль получил Хоакин Феникс, который ещё ни разу не работал с Астером. Удивительно, но мужчины довольно быстро подружились и на съёмках у них установилось отличное взаимопонимание. Однако это «не помешало» Фениксу потерять сознание в ходе работы над одной из сложных сцен. К счастью, инцидент завершился благополучно.

Основной съёмочный процесс прошёл с июня по октябрь 2021 года. В качестве локаций были выбраны центр Монреаля и Сен-Бруно-де-Монтарвиль, один из его пригородов. Бюджет картины составил $35 млн (по другим источникам – $60 млн), что сделало «Все страхи Бо» самой дорогой постановкой А24. Фильм получил рейтинг R (лицам до 17 лет обязательно присутствие взрослого).

Изначально выход фильма в прокат должен был состояться во второй половине 2022 года, но пандемия COVID-19 и сложности в разработке проекта не позволили этим планам сбыться.

В США фильм вышел в прокат 21 апреля 2023 года и продемонстрировал не самый лучший старт.

В России его можно увидеть в официальном прокате с 4 мая.

Что пишут критики

«Настоящая американская история и доказательство того, что, пусть ажиотаж вокруг Астера и был, скорее всего, неоправданным, за режиссёром отныне нужно пристально наблюдать», – Ник Шагер, The Daily Beast.

«Потрясающее и сводящее с ума путешествие», – критик Мэтт Неглиа.

«Лучший фильм года», – Дэвид Симс, The Atlantic.

«Все страхи Бо» – это «8 с половиной» Астера. В этом фильме режиссёр мобилизует все свои силы, чтобы посредством потока сознания выразить то, что волнует его больше всего. Ари Астер подарил нам настоящий шедевр, своё самое личное кино, Дэвид Фир, Rolling Stone.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here