История нового фильма Ари Астера берёт начало в 2011 году. Двенадцать лет назад молодой постановщик снял короткометражную ленту «Бо». Она была одной из первых среди других его подобных работ и показывала историю таинственных злоключений неназваного героя, теряющего ключи от квартиры.
В длящейся всего семь минут постановке автор применил классические методы запугивания – скримеры, нагнетающий саундтрек, стандартные монтажные склейки, – предпочёл продуманной картинке съёмку на любительскую камеру без стабилизатора и использовал игру света и тени с особым акцентом на тёмных эпизодах.
Интересно, что затем, уже работая в полном метре, Астер иначе взглянул на хоррор. В двух его фильмах – «Реинкарнации» и «Солнцестоянии» – гораздо больше интеллектуального и психологического, чем поверхностного и жанрового.
Более того, со временем картины Ари Астера стали считать образцовыми слоубёрнерами (англ. slow burner) – фильмами ужасов, пугающими не традиционными способами, а медленно погружающими зрителя в атмосферу мрака и ужаса. Одна из важнейших составляющих таких фильмов – упор на социальные и психологические проблемы героев.
Но слоубёрнеры появились не сегодня. И даже не вчера. Можно вспомнить «Ребёнка Розмари», «Изгоняющего дьявола» и «Сияние». Но в последнее время слоубёрнеры вновь на вершине.
Астер избрал такую форму, но ему в первую очередь важно содержание. Он наполняет свои работы символизмом, обращается к североевропейскому фольклору и демонологии, особенно внимательно относится к аудиовизуальной составляющей. Например, в «Солнцестоянии» посторонние звуки сведены к минимуму. Это нужно для того, чтобы усилить саспенс. Так, любой случайный шум, будь то внезапный скрип половиц или нежное дыхание ветра, отлично «играет» на историю.
Схожая ситуация и с видеорядом. Любимый оператор режиссёра – Павел Погоржельский. Кинематографист польско-канадского происхождения ответственен за картину обоих полнометражных фильмов Астера, а также поработал над многими его короткометражками и снял «Никто» для Ильи Найшуллера.
Для создания необходимой атмосферы в постановках своего товарища Погоржельский использует камеры 5K, объективы Primo 35mm и 70mm, а также широкоугольные объективы.
Играя с фокусом, насыщая ленты тёплыми цветами и сужая цветовой диапазон до минимума, демонстрируя знаки, оператор пока ещё не выработал собственного яркого почерка – для этого прошло ещё слишком мало времени, – но нет сомнений в том, что в ближайшей перспективе это случится.
«Все страхи Бо» наверняка станет ещё одной ступенькой в этом направлении. Но не менее важно и то, какие смыслы вложил в свой новый проект Астер.
Исходя из того, что уже известно о фильме, стоит ожидать продолжения «семейной» темы. Дело в том, что предыдущие картины автора поднимали сложные вопросы, касающиеся связей близких родственников. Абьюз, токсичные и созависимые отношения были в центре внимания режиссёра.
Впрочем, главный герой «Всех страхов…» мало похож на протагонистов его прежних картин. Переживающий по поводу и без Бо Вассерман после внезапной смерти матери, противостоя своим самым сильным страхам, отправляется в эпическую кафкианскую одиссею домой.
Таков простой на первый взгляд сюжет. Но он таит в себе множество интересных подробностей, сообщать которые, впрочем, не спешат ни Астер, ни выпускающая фильм студия A24.
Режиссёр почти не распространялся о своей новой ленте, но в одном из недавних интервью New York Times сказал, что считает проект «еврейской комедией», и что «вязкая паранойя и странный юмор будут ключевыми элементами фильма».
Короткометражный фильм стал не только идейной основной для постановки, но и послужил материалом для одного из эпизодов старшего брата.
Анонс третьей полнометражной ленты Астера состоялся в феврале 2021 года, а её первоначальное название – «Бульвар Разочарования» (англ. Disappointment Blvd.).
В июне и июле того же года был объявлен актёрский состав. Главную роль получил Хоакин Феникс, который ещё ни разу не работал с Астером. Удивительно, но мужчины довольно быстро подружились и на съёмках у них установилось отличное взаимопонимание. Однако это «не помешало» Фениксу потерять сознание в ходе работы над одной из сложных сцен. К счастью, инцидент завершился благополучно.
Основной съёмочный процесс прошёл с июня по октябрь 2021 года. В качестве локаций были выбраны центр Монреаля и Сен-Бруно-де-Монтарвиль, один из его пригородов. Бюджет картины составил $35 млн (по другим источникам – $60 млн), что сделало «Все страхи Бо» самой дорогой постановкой А24. Фильм получил рейтинг R (лицам до 17 лет обязательно присутствие взрослого).
Изначально выход фильма в прокат должен был состояться во второй половине 2022 года, но пандемия COVID-19 и сложности в разработке проекта не позволили этим планам сбыться.
В США фильм вышел в прокат 21 апреля 2023 года и продемонстрировал не самый лучший старт.
В России его можно увидеть в официальном прокате с 4 мая.
Что пишут критики
«Настоящая американская история и доказательство того, что, пусть ажиотаж вокруг Астера и был, скорее всего, неоправданным, за режиссёром отныне нужно пристально наблюдать», – Ник Шагер, The Daily Beast.
«Потрясающее и сводящее с ума путешествие», – критик Мэтт Неглиа.
«Лучший фильм года», – Дэвид Симс, The Atlantic.
«Все страхи Бо» – это «8 с половиной» Астера. В этом фильме режиссёр мобилизует все свои силы, чтобы посредством потока сознания выразить то, что волнует его больше всего. Ари Астер подарил нам настоящий шедевр, своё самое личное кино, – Дэвид Фир, Rolling Stone.