Таинственный лес

В последнее время очень часто звучит мнение, что только независимые кинематографисты способны спасти хоррор как жанр, поскольку они не страдают от клише, навязываемых крупными студиями, а свежих мыслей у этих людей довольно много. С этим трудно не согласиться – достаточно вспомнить такие однозначные успехи на ниве ужасов как «Бабадук», «Путь на юг» и «Оно», снятые необычно, изобретательно и отменно жутко. К подобным удачам относится и гипнотический хоррор «Ведьма» от бывшего художника-постановщика Роберта Эггерса, ставший его первой полнометражной работой в качестве режиссёра.

XVII век, Новая Англия. Семья колонистов решает уйти из общины и поселиться на опушке леса, дабы вести своё собственное хозяйство. Но везение явно обходит их дом стороной: сперва гибнет урожай, а затем бесследно исчезает младенец, за которым присматривала его старшая сестра, девушка по имени Томасин (замечательная дебютантка на большом экране Аня Тейлор-Джой). И это только начало жутких событий, глядя на которые родная мать Томасин начнет подозревать дочь в колдовстве.

Ведьма

«Ведьму» неслучайно ждал кассовый успех (сборы только в США составили 25 миллионов долларов при бюджете 3,5 миллиона) и горячий приём. У критики такие фильмы – на самом деле штучный товар в ворохе всяких «Уиджи: Доски дьявола», надоевших продолжений «Астралов» и прочих вымученных ужастиков. Собрав сюжет из древних легенд, сказок, слухов и поверий, режиссёр и сценарист Роберт Эггерс создал гипнотическое зрелище, которое может показаться любителям простодушных страшилок скучным, но даже они не смогут не оценить потрясающую атмосферу.

Особая заслуга в этом принадлежит оператору Джарину Блашке, построившему великолепный кадр, заставляющий прочувствовать не только все тонкости быта персонажей (аутентичность эпохи просто стопроцентная), но и ощутить растворённое в воздухе присутствие непостижимого Зла. Создаёт нужное ощущение и музыка Марка Корвена, сочетающая минималистскую этнику с жуткими «ведьмиными» песнопениями, от которых мороз пробирает до костей.

Манера повествования пропитана одновременно и очарованием страшных сказок, которые рассказывали друг другу люди, собравшиеся у камина, и суровым реализмом, бескомпромиссным и безжалостным к зрителю. Эггерс не педалирует банальные приёмы для поддержания чувства страха, ему не нужны ни надоевшие скримеры, ни прочие выпрыгивания из-за угла и удары по ушам, не пытается он напугать и жуткими монстрами, работая исключительно с психологическими нюансами. Страх у него подсознательный, по мере приближения к финалу он идёт по нарастающей, заставляя зрителя ждать чего-то неминуемо жуткого, а в качестве основного устрашающего приёма выступает очень сильный антураж (чего стоит угрюмый серый лес).

Одним словом, за успех Эггерса можно только порадоваться и надеяться, что он не растеряет в дальнейшем свой определённо уникальный режиссёрский стиль.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here