Криминальный талант
Актёр-неудачник Этьен не смог добиться каких-либо вершин в профессии, поэтому берётся за работу в качестве театрального педагога для заключённых. Разыгрывая в тюремных стенах различные басни с участием отъявленных гопников и беспредельщиков, Этьен внезапно решает поставить на настоящей театральной сцене знаменитую пьесу Самюэля Беккета «В ожидании Годо».
Этьен верит, что лишённые профессионального образования бандиты обладают всеми необходимыми качествами. Правда, ему придётся полностью довериться ворам, убийцам и драгдилерам, а ожидать от них можно чего угодно.
На первых порах может показаться, что режиссёр Эммануэль Курколь рассказывает давно знакомую и избитую историю о восхождении очередных лузеров к очередному успеху (даже в России было снято что-то подобное – а именно «Жги!» Кирилла Плетнева), однако есть одно но: описанные на экране события имели место в реальной жизни. Происходило дело в Швеции в середине 1980-х годов, когда театральный режиссёр Ян Йонсон затеял сценическую постановку с арестантами местного пенитенциарного учреждения «Кумла».
Курколь выбирает достаточно лёгкую и приятную манеру режиссуры: он ведёт свой рассказ пускай бесхитростно, но, по крайней мере, нескучно и с нужным вниманием к персонажам. И он хорошо работает с актёрами, умело перевоплощающимися в дворовых гопников, которым внезапно предстоит учить сложный текст, держать себя перед публикой, раскрыться с самой неожиданной стороны.
Здесь отлично звучит основная гуманистическая нота всего фильма: культура – важнейший инструмент воспитания личности, и с её отсутствием цивилизация погибнет. Исключительно человечное отношение Этьена к своим подопечным позволяет забыть и ему, и зрителям (и, что самое главное, самим заключённым), что перед нами опасные преступные элементы, которых нужно направить на путь исправления отнюдь не скотским отношением.
Всё это звучит искренне и убедительно, пока не наступает кульминация. Исход реальной истории известен, и от фильма иного не ждёшь, но почему-то описанный триумф и тем более громкие овации в адрес участников действа не ощущаются справедливыми и заслуженными.
Показанные ранее события диссонируют с эпилогом, из-за чего не получается разделить восторги публики относительно персонажей, как и экстаз самого Беккета, заявившего, что «с его пьесой не могло случиться ничего лучше». Ведь начинающие вызывать симпатию образы преступников, из которых постоянно пытались сделать нормальных людей, моментально разрушаются всего одним поступком, прекрасно охарактеризовавшим их подлинную суть.
Кому действительно можно поаплодировать, так это Каду Мераду и его герою, поскольку первый с успехом продемонстрировал утверждение, что лучшие драматические актёры – это комики, а второй предстал перед зрителем очень смелым, талантливым и просто достойным человеком.
Без вопросов, в общих чертах режиссура «Триумфа» достаточно качественная. Просто эффект от неё, наверное, совсем не тот, какой планировался создателями. Должно было выйти эмоциональное драмеди о «неогранённых алмазах», которые старались и сделали всё, что смогли, а получилась горькая и весьма поучительная история о том, что преступники всегда останутся преступниками и доверять им нельзя.
От такого начинаешь чувствовать себя обманутым и испытывать вину за хорошее отношение поначалу (фраза «сорян, мы там тебя не слишком подвели?», простите, не прокатит). Ведь если кто и должен праздновать победу, так это исключительно Этьен, оказавшийся единственной благородной и очень сильной личностью, сумевшей превратить в настоящий триумф поражение и главное предательство всей своей жизни.