Перефразируя классика, которого принято относить к элитной категории «Наше всё», каждая девиантная семья девиантна по-своему. Но если большая часть неформатных ячеек общества, попадающих в поле зрения посредством голубого экрана или не шибко цветастой повседневной реальности, вызывают единогласное порицание и желание завести в картотеке памяти карточку на социальные службы, то двум мультсемействам можно простить любые сумасбродства – разумеется, речь идёт о Симпсонах и Гриффинах.
На ближайшее воскресенье, 28 сентября, канал Fox наметил историческое событие – первую полноценную экранную встречу своих главных анимационных манимейкеров и притягивателей рейтингов. Завизировав решение столкнуть нос к носу признанных тяжеловесов, телевизионное ответвление медиа-империи Руперта Мердока не только воздаёт почести обоим юбилярам («Симпсоны» в этом году празднуют 25-летие, а «Гриффины» – 15-летие) и преподносит поистине царский подарок их многочисленным фанатам, но также приобщается к заданному Marvel Studios, а после подхваченному тандемом DC Comics/Warner Bros. тренду построения вселенных, где, как поётся в одной известной песне, без спроса ходят в гости. Впрочем, и Симпсоны, и Гриффины совсем не из тех, кто тратит драгоценное время на согласование визитов – несколько взаимных вероломных камео тому пример, но об этом чуть ниже.
С момента, как человек-оркестр Сет МакФарлен пристроил своё детище на канал-тёзку вирусного хита лихого норвежского дуэта Ylvis, «Симпсоны» и «Гриффины» были обречены находиться в соседних сравнительных столбиках. Судите сами: действие обоих шоу происходит в небольших провинциальных городах и вращается вокруг семьи из пяти человек, более того – главы обеих фамилий, Гомер и Питер, не отличаются высоким интеллектом и имеют серьёзные проблемы с алкоголем. Их вторые половинки, Мардж и Лоис, на вид вполне благопристойны, но, если копнуть чуть глубже, также не лишены пагубных пристрастий, а дочери, Лиза и Мег, отмечены печатями изгойства разной степени отчётливости. Кроме того, оба мультсериала изобилуют поп-культурными отсылками и охотно привлекают на озвучку крупнокалиберных звёзд.
Несколько точек пересечения графиков «Симпсонов» и «Гриффинов» обнаружилось и на сюжетно-драматургической оси: пародии на «Назад в будущее» с разницей в год, освоение отцами семейств профессии Смерти с разницей в три года, выделение жилплощади выводку щенков и прописка стайки птенцов в бороде с разницей в двенадцать лет. Учитывая, что Мэтт Грейнинг и Сет МакФарлен пребывают в добрых приятельских отношениях и регулярно справляются друг у друга о состоянии золотонесущих кур, вряд ли можно списать подобные сценарные перекликания на обычные совпадения.
Впрочем, упрёки – это последнее, чего заслуживают пишущие составы анимационных ситкомов, поскольку безостановочное подбрасывание новых идей, шуток и твистов в нарративную топку – процесс крайне хлопотный и энергозатратный. И хотя о тотальном передирании речи не идёт, в качестве профилактического щита от возможных критических стрел вот вам цитата Квентина Тарантино: «Я лично краду ходы и решения из любого когда-либо созданного фильма». Ни дать, ни взять.
То, что грядущий кроссовер получит огромный зрительский рейтинг, сомневаться не приходится. Больший интерес в этом отношении вызывают данные по возрастным и социальным срезам. Ведь, несмотря на соседство в вечернем воскресном блоке Animation Domination, аудитория мультсериалов всё же несколько рознится: если «Симпсонов» можно отнести к категории family-friendly, то при первых аккордах вступительной темы «Гриффинов» зрителей младшего возраста, как правило, отправляют в спальные комнаты.
Юмор в «Симпсонах» более безопасен и характерен для традиционных комедий положений, тогда как «Гриффины» не боятся затрагивать спорные темы, нарушать всяческие табу и поднимать градус абсурдности происходящего на экране до максимума. Желтокожие ребята из Спрингфилда отличаются туголобием и эксцентричностью, но в целом они являют собой более-менее равномерную городскую массу. Население же Куахога – паноптикум фриков разных мастей: от пилота-сексоголика и старика-педофила до пирата с деревянным туловищем и гигантского петуха.
Ну а главным различием между двумя шоу, пожалуй, всё же следует назвать язык, на котором они разъясняются со зрителем: «Симпсоны» с первых же секунд берут его за руку и в бодром темпе проводят по всем сюжетным хитросплетениям, в то время как «Гриффины» время от времени направляют своего телесозерцателя в мимолетные тупики посредством узконаправленных острот – впрочем, и в таких плутаниях можно найти удовольствие.
Поскольку воскресная встреча пройдёт на территории Симпсонов, то и условия определяют они: стало быть, куахогским визитёрам предложат чувствовать себя, как дома и при этом не забывать, что находятся в гостях. То есть можно сказать с полной уверенностью, что благодаря прибытию Гриффинов жизнь обитателей дома 742 по Вечнозеленой Аллее будет приправлена недостающим острым перцем, но исключительно по вкусу.
В качестве затравки к полновесной сходке предлагаем вспомнить все предыдущие непродолжительные пересечения плодов воображения Мэтта Грейнинга и Сета МакФарлена.