Больше двадцати лет прошло с тех пор, как на Бродвее состоялась премьера мюзикла «Злая», чьё действие происходит во вселенной «Волшебника страны Оз» и рассказывающего о становлении двух чародеек. Постановка обрела массу фанатов, и вот, наконец, её перенесли на большой экран.
«Волшебник страны Оз» (1939), изначально основанный на произведениях Лаймена Фрэнка Баума, рассказывал о девочке Дороти и её верном псе Тотошке, которые из Канзаса попадают в сказочную страну и идут к волшебнику, способному вернуть их домой. На их нелёгком пути встречаются разные персонажи, в том числе две ведьмы.
Добрая Волшебница Юга, вся в розовом, с родительской теплотой и приятным голосом оказывает поддержку персонажу Джуди Гарленд. Тогда как Злая Ведьма Запада, с острым носом, зелёной кожей и в чёрном одеянии, пугает малышку и её друзей не только внешним видом, но и устрашающим смехом и жестокими деяниями. Многие знают эту историю, но что происходило в стране Оз до Дороти с Тотошкой? В частности, какими были две чародейки раньше?
В 1995 году свет увидела книга Грегори Магвайра, вмиг ставшая бестселлером, – «Ведьма: Жизнь и времена Западной колдуньи из страны Оз». Роман-приквел был полон трагизма и раскрывал неожиданные проблемы волшебной страны: социальные, политические и даже религиозные. Закономерно, что успех книги у читателей заинтересовал кинопродюсеров.
Вскоре гигант кино Universal выкупил права на экранизацию, рассматривая её как мрачную сказку для взрослых в жанре триллер. В то же время книга впечатлила именитого композитора, обладателя трех премий «Оскар» Стивена Шварца. Он рассмотрел в романе потенциал для бродвейской сцены и убедил продюсеров запустить в разработку адаптацию для театра. Для охвата большей аудитории острые углы сгладили, а основными темами стали дружба, если рассматривать историю в приближении, и тирания, если смотреть на неё в масштабах сказочной страны.
Сюжет построен вокруг Эльфабы, которая однажды станет Злой Ведьмой Запада, и Глинды (Галинды) – будущей Доброй Волшебницы Юга. Зритель наблюдает взросление девушек, соревнование за внимание одного молодого человека и борьбу с тиранией Волшебника, который настраивает жителей страны Оз против Эльфабы. События происходят до и после появления Дороти. Мюзикл также содержит отсылки к местам и персонажам из классического фильма и романа Баума.
Премьера бродвейской постановки состоялась в 2003 году. Главные роли исполнили Идина Мензел и Кристин Ченовет (Эльфаба и Глинда соответственно).
На церемонии вручения премий «Оскар» в 2014 году произошёл забавный случай. Приглашая на сцену Идину Мензел, Джон Траволта представил её как «The wickedly talented Adele Dazeem». Игру слов со «зловеще талантливой» и отсылку к хитовому мюзиклу мало кто оценил, так как обратили внимание лишь на невероятно странную оговорку с именем актрисы (никакой Адель Дазим в Голливуде нет).
После большого успеха бродвейской постановки её перенос на большие экраны был лишь вопросом времени (и первые разговоры об экранизации начались ещё в 2009 году, спустя шесть лет после премьеры). Режиссёром назначили мастера музыкально-танцевальных постановок Джона М. Чу («Шаг вперёд 2», «Джастин Бибер: Никогда не говори никогда», «На высоте мечты») и также опытного постановщика блокбастеров («G.I. Joe: Бросок кобры 2», «Иллюзия обмана 2»).
На главные роли выбрали обладательниц сильного вокала Ариану Гранде и Синтию Эриво, а двухактовый мюзикл для киноформата разделили на две части. «Злая: Сказка о ведьме Запада» – адаптация первого акта бродвейского мюзикла. Продолжение выйдет ровно через год.
Главные темы мюзикла, конечно же, перенесли и в фильм. И тут важно обратить внимание на слоганы «Злой», всё ещё украшающие Бродвей. В них часто фигурирует слово «правдивая». Ложь, как главное из зол – и есть самая важная составляющая этой истории. Все её персонажи принадлежат либо к тем, кто готов жить в неведении, либо к тем, кто готов с ним бороться во имя добра. Неправда, которая в самом начале задумывалась Волшебником как «ложь во благо», обросла катастрофическими последствиями, приведшими к деспотизму и даже геноциду волшебных существ.
Так «Злая» снова и снова доказывает, что любое вранье опасно для всех, кто в нём участвует. Даже когда один из второстепенных героев лжёт, чтобы уберечь сердце девушки, итогом станет разрушительная сила её разбитого сердца. В фильме врут все, кроме Эльфабы. Она не антагонист, она и есть воплощение положительной стороны истории, её главный герой.
В дорогой экранизации (а фильм стоил $150 млн), какой в своё время был «Волшебник страны Оз», есть разнообразие детализированных костюмов, масштабные музыкальные и танцевальные номера. Грандиозность – главная особенность фильма Джона М. Чу. В разгар рекламной кампании часто упоминалась история о якобы девяти миллионах тюльпанов, которые высадили специально для съёмок.
Создатели побаивались обилия песен в фильме, наблюдая за громким провалом сиквела «Джокера», и сместили фокус на визуальную составляющую – солнце, яркие цвета и блеск Изумрудного города. Тем не менее, щедро добавленный в кадр свет создал эффект выцветшего фото, которому не хватает насыщенности. В контрасте сделанный по технологии Technicolor 85 лет назад «Волшебник страны Оз» достиг эффекта отлива драгоценных камней, чего новинке не хватает.
Спасением от жёсткой критики визуала «Злой» стали музыкальные номера с неординарной крутящейся библиотекой и умопомрачительным гардеробом Глинды. Правило «мюзикл сочетается с мелодрамами» в случае с этим фильмом сработало, а песни Popular и Defying Gravity попали в мировые музыкальные чарты.
Главное в «Злой», как в сценической версии, так и в кино, – герои. Первая по значимости, разумеется, Злая Ведьма.
Отрицательные герои, как правило, сложнее и интереснее. Их судьба не проста, полна испытаний и проверок на прочность. Дух Злой Ведьмы также не раз хотели сломить, но она не теряла веру в лучшее будущее. Зрители здесь узнают её настоящее имя – Эльфаба Троп (оно сложено из инициалов Л. Ф. Баума).
Молодая девушка в исполнении Синтии Эриво родилась с необычным даже по меркам волшебного мира зелёным цветом кожи. Всё детство она пропускала через себя издевательства и научилась достойно их отражать. Однако беда не приходит одна, и ко всему прибавилось чувство вины за судьбу её младшей сестры Нессарозы, которая родилась инвалидом. Вместе сёстры поступают в институт магии, где Эльфаба знакомится с Галиндой Аплэнд (в фильме объяснят, почему из имени волшебницы пропала буква «а»).
Возвышенные чувства сыграют ключевую роль в превращении Эльфабы. Хотя изначально она не ищет любви, а верит в то, что такие желания лишь оставляют раны на сердце. Так поется в её арии I’m Not That Girl («Я не та девушка») – монологе с переживаниями о том, что могло бы быть между ней и сердцеедом-сокурсником Фиеро.
Трансформацию Злой Ведьмы в тёмную фигуру показывали также в другой предыстории знакомых нам персонажей – в фильме «Оз: Великий и Ужасный» (2013). В нём героиню Милы Кунис ожесточило предательство возлюбленного, превратив её в зелёного монстра, желающего уничтожать всё на своём пути.
Эльфаба не саркастичная и не чёрствая, хоть и умеет постоять за себя. Всю любовь и заботу, чего сама не имела в детстве, она отдаёт сестре. Она в прямом смысле теряет почву под ногами, когда понимает, что её окружала ложь. Эриво придаёт персонажу драматичность, взывает к трагизму его судьбы. Героиня остаётся замкнутой и задумчивой даже после появления в её жизни лучшей подруги.
Самой сложной в эмоциональном плане для актрисы стала сцена, которая по сюжету положит начало дружбы двух волшебниц и которая навевает ассоциации с «Кэрри» Стивена Кинга. Но Эльфаба не позволяет выбраться наружу убийственному гневу – вместо этого она начинает танцевать.
В эти моменты актриса одновременно демонстрирует стойкость персонажа, но всё же обнажает её чувства, которые успевают из обиды неожиданно превратиться в благодарность. За время небольшого эпизода Синтия Эриво даёт волю слезам как свидетельству её хрупкости.
Первое появление Доброй Волшебницы Юга в новом фильме возводит к привычному образу, сложившемуся во многих адаптациях истории. Глинда, одетая во всё нежно-розовое, спускается с небес в чудесном пузыре. Этот образ в контексте фильма выглядит не как олицетворение добра, а больше как метафора желания витать в облаках.
Ложь, которую распространяют сильные мира Оз, в том числе и Глинда, туманит мозг её жителям. Те с радостью смотрят сквозь розовые очки и только умиляются никогда не лопающемуся мыльному пузырю, в котором живут.
Глинда в исполнении Арианы Гранде – избалованная принцесса, окруженная обожателями и подпитывающая эго их восхищенными взглядами. Она самая красивая, самая любимая и, скорее всего, не самая умная студентка. Глинда – полная противоположность Эльфабы. Казалось бы, что может превратить их соперничество в дружбу? Глинда больше всего на свете любит собственное отражение в зеркале. Она уверена в себе, хоть и не имеет таланта к магии. Глинда часто произносит слова с ошибками и говорит, что думает. Тем не менее, она обладает душевным благородством.
Гранде удалось смешно, но не карикатурно изобразить легкомысленного персонажа, которого постепенно подводят к взрослению и моральным метаниям. На экране заметно, как актриса и певица старается показать образцовое исполнение роли с юмором, самоиронией и классическим бродвейским исполнением песен.
Благодаря красавцу-мужчине Фиеро Тиггулару в исполнении Джонатана Бейли в сюжете создаётся любовный треугольник. Его герой предпочитает идти по жизни танцуя, не обременять себя обязательствами и учёбой. Он красив и состоятелен, каждый парень хочет быть его другом, каждая девушка хочет быть его невестой.
За обольстительным взглядом, фирменной улыбкой и уверенной походкой всё же что-то скрывается. И это понимает только Эльфаба, чем завоёвывает его сердце. Однако по правилам социума королю подходит лишь королева, то есть Глинда. Так искусственно рождается их пара. Правда, сердце мужчины всё же принадлежит той, кого никогда не смогут принять другие.
Джонатан Бейли стал узнаваемым благодаря сериалу «Бриджертоны», в котором история любви его героя развивалась тем же образом, что и в «Злой». И виконт Энтони, и студент Фиеро дали обещание одной, но влюбились в другую. Любопытно, что есть даже визуально схожие сцены: пробуждение чувств героев одинаково происходит в лесу, где они остаются наедине с возлюбленными.
Бейли в очередной раз включает харизму и талант исполнителя, танцора и певца. Тем не менее, его персонажу отводится не так много времени, чтобы зритель смог оценить развитие Фиеро. Перед нами привычный «диснеевский принц». Мы не погружаемся в его историю и не можем понять, что скрывается за обаятельным лоском – возможно, во второй части его раскроют лучше.
Адаптация для больших экранов двадцатилетнего мюзикла могла быть рискованным проектом. Однако удивительно, как в новом прочтении истории считываются актуальные проблемы современности, которые могли поначалу не предполагаться. Эльфабу смело можно назвать одновременно жертвой культуры отмены и дезинформации.
Она ведёт борьбу с невежеством и получает в свой адрес атаку в виде ложных обвинений. Сперва разрушается репутация неугодной Волшебнику фигуры, а следующим шагом должно быть её физическое устранение. Всё это очень напоминает, как легко и быстро сегодня можно запустить машину по уничтожению личности при помощи социальных сетей и безнравственных СМИ.
Главное, чему учит история «Злой», – не обманывать себя иллюзиями о навязанном добре и хорошо замаскированном зле. «Ты должна всё время идти по жёлтой кирпичной дорожке», – говорила Глинда образца 1939 года девочке Дороти. Но что если все, кто оказался в стране Оз, не обязаны следовать подсвеченной тропинке, а могут найти собственный путь?