Король Семи Королевств Визерис I теряет своих наследников. Вокруг нарастают дворцовые интриги. Борьба за Железный трон обостряется.
Приквел «Игры престолов» повествует о противостоянии членов дома Таргариенов за Железный трон. Точнее, о гражданской войне, известной во вселенной Джорджа Мартина как Пляска Драконов. Шоураннерами первого сезона сериала стали Мигель Сапочник и Райан Кондал.
Сапочника поклонники «Игры престолов» знают по пятому, шестому и восьмому сезонам проекта, включая высоко оценённые серии «Суровый дом», «Битва бастардов» и «Долгая ночь». Также британец известен по работе в сериалах «Доктор Хаус» и «Настоящий детектив». Кондал успел приложить руку к сценариям «Геракла» с Дуэйном Джонсоном и «Рэмпейджу», а также выступить одним из создателей сериала «Колония».
События в «Доме Дракона» развиваются неторопливо – авторы осторожно подводят зрителя к основному конфликту. Собственно, сама гражданская война будет показана в грядущих сезонах сериала, а первый отдан на откуп медленному разгоранию конфликта, расстановке фигур на шахматной доске.
Зрителю предстоит познакомиться с историческим контекстом, основными действующими лицами и их союзами, а также понять мотивацию героев.
Сердобольный, но проявляющий себя как слабый правитель король Визерис I Таргариен в исполнении Пэдди Консидайна («Последнее пристанище», «Гордость», сериал «Чужак») и спесивый принц-консорт Деймон Таргариен, которого играет Мэтт Смит (сериалы «Доктор Кто» и «Корона», «Морбиус»), – братья, во взаимоотношениях которых находится место и дружбе, и предательству, и любви, и ненависти.
Столь же мощный диапазон эмоций обнаруживается между вынужденными стать соперницами подругами, двумя главными претендентками на трон: коварной дочерью не менее коварного десницы Отто Хайтауэра (Рис Иванс) Алисентой (Оливия Кук и Эмили Кэри) и расчётливой Рейнирой Таргариен (Эмма Д’Арси и Милли Олкок).
А ведь есть ещё отважный лорд Дрифтмарка и глава дома Веларионов Корлис Веларион (Стив Туссэн), его властолюбивая жена Рейнис Таргариен (Ив Бест), таинственный красавец сир Кристон Коль (Фабьен Франкель), храбрый рыцарь Королевской гвардии сир Гаррольд Вестерлинг (Грэм Мактавиш) и другие, не менее значимые герои.
Впрочем, любая характеристика будет здесь не совсем точной. Ведь в «Доме Дракона» каждый персонаж – не набор функций, а сложная личность со своими слабостями и пороками. Однозначно положительных и отрицательных героев нет, а симпатиями легко проникнуться даже к формальному злодею. Хоть в проекте пока и нет протагониста/антагониста уровня Тириона Ланнистера, в этом плане сериал не слишком далеко ушёл от «Игры престолов».
А вот запоминающихся экшен-сцен пока не так много. Кажется, всё самое динамичное ожидает нас в последующих сериях. Впрочем, даже в относительно спокойном первом томе сериала есть впечатляющие эпизоды действия. В первую очередь это касается битвы на Ступенях, в которой особую роль сыграет Деймон, и сцен с участием драконов. Сериал оправдывает своё название: эти огнедышащие существа попадут в кадр не один раз, и каждое такое появление будет впечатляющим.
«Дом Дракона» частично основан на романе Джорджа Мартина «Пламя и кровь», книге-приквеле цикла «Песнь льда и пламени». Но взаимосвязь с хитом HBO не только сюжетная. Саундтрек нового сериала написал Рамин Джавади – композитор, которого «Игра престолов» сделала настоящей международной звездой. Основная музыкальная тема эпохального сериала десятых пронизывает новую постановку насквозь, навевая стойкие ностальгические ассоциации. Есть, однако, в шоу и другие остро врезающиеся в память композиции. Ни одна из них не может соперничать по уровню воздействия на зрителя с «Main Title», но все они отлично работают на создание гнетущей тягостной атмосферы.
Вторит музыке и визуал. Операторы Алехандро Мартинес (сериал «Королева юга»), Фабиан Вагнер (сериалы «Корона» и «Шерлок», «Лига справедливости Зака Снайдера»), Пепе Авила дель Пино (сериалы «Двойка» и «Озарк») и другие проделали потрясающую работу. Внешне «Дом Дракона» напоминает выдержанный в единой стилистике продуманный полнометражный фильм. Метафоричность кадра, его наполненность завораживают и ещё глубже погружают в историю.
Несмотря на то, что основные её детали или, уж во всяком случае, последствия оной хорошо известны, градус интриги ни на секунду не спадает. Основными темами сезона становятся эмоциональное и физическое насилие, приспособленчество, сила кровных уз, фамильные тайны, гендерный конфликт и интриги, интриги, интриги.
Закулисные игры создают высокое напряжение и заставляют по-настоящему волноваться за персонажей. При этом создатели столкнулись с настоящим вызовом – им нужно было уместить около 19 лет в рамки одного сезона.
Удивительно, но такой солидный временной охват никак не отразился на самой истории – она выглядит предельно интимной. «Виной» тому сильный акцент на взаимоотношениях героев. Каждый из основных персонажей имеет притязания и шансы на Железный трон.
Количество локаций ограничено Королевской Гаванью, архипелагом Ступени, Долиной, Драконьим Камнем, замками Харренхолл, Рунный Камень и Штормовой Предел, Пентосом, островом Дрифтмарк.
Но бо́льшая часть сцен происходит в Красном замке, где мы наблюдаем за разделением придворной свиты и членов королевской семьи на кланы. Тут находится место и неожиданным повторам сюжета, и трагическим моментам, и особо жестоким сценам (куда же во вселенной «Песни льда и пламени» без кровосмесительных связей и обнажённых сцен), пусть до уровня откровенности и градуса насилия «Игры престолов» детищу Сапочника и Кондала всё же далеко.
Одной из магистральных тем сезона становится борьба женщин за власть. Актуальная проблематика современного общества аккуратно вплетена в повествование. Когда мы становимся свидетелями взросления Алисенты и Рейниры и их противостояния патриархальному обществу, сложно отделаться от ощущения дежавю – эмоциональная связь с реальностью сильна. Не мешают этому даже перманентно присутствующие в кадре драконы.
«Власть развращает и уродует» – таким был один из основных постулатов «Игры престолов». «Власть – единственный антидот от смерти» – продолжает «Дом Дракона». Ставки становятся выше, агрессия – сильнее, сантименты – всё радикальнее.
Всего за десять часовых серий почти все ключевые персонажи (лишь один Отто Хайтауэр выделяется со знаком минус) проходят полную эволюцию, зачастую кардинально меняя свои взгляды и принципы.
Отличный актёрский состав, в котором выделяются Смит, Д’Арси и Олкок, Кук и Кэри, Иванс и Консидайн, тонкая режиссура, выбор сложных многогранных тем, а также превосходная работа художников-постановщиков, сумевших создать на экране полумифический мир, не поверить в существование которого невозможно, превратили первый сезон «Дома Драконов» в один из лучших сериалов 2022 года. А это значит, что ожидания от продолжения будут необыкновенно высоки.
Спасибо, очень интересно