Что нужно для того, чтобы снять по-настоящему рейтинговый сериал? На самом деле совсем немного. Ведь успех таких проектов, как «Сонная лощина», «Салем», «Однажды в сказке» и «Гримм», показал универсальность и «удобоваримость» мистических историй с потусторонней начинкой, готичной атмосферой и вездесущей мрачноватой иронией. Создатели «Страшных сказок» во главе с продюсером Сэмом Мендесом изобретать велосипед не стали и пошли проторенным путём, вспомнив школьный курс литературы и выудив из него самых узнаваемых монстров.

Выстроить увлекательный сюжет вокруг столь одиозных персонажей доверили именитому американскому драматургу, сценаристу и кинопродюсеру Джону Логану, автору таких абсолютных хитов, как «Гладиатор», «Авиатор», «Линкольн» и новейший «Ной» с Расселом Кроу. Логан, как ярый поклонник готической литературы, решил написать сценарий, действие которого происходит в викторианском Лондоне – месте, характерном для обитания большинства вымышленных персонажей мистических триллеров, таких как Виктор Франкенштейн и Дориан Грей.

Оригинальное название сериала Penny Dreadful (буквально «ужасы за пенни») – это название дешёвых бульварных романов, которые продавали уличные торговцы в Лондоне в XIX веке. Казалось бы, подобная сюжетная канва должна соответствовать жанру какого-нибудь второсортного трэш-хоррора, но президент Showtime Дэйвид Невинс ещё на стадии производства заявил, что тон сериала будет «очень реалистичным и обоснованным», что само по себе подразумевало более-менее серьёзное зрелище.

Основательность замысла подтверждает и звёздный актёрский ансамбль. Загадочная полуженщина-полуведьма Ванесса Айвз – Ева Грин, исследователь Африки сэр Малкольм Мюррей – Тимоти Далтон, дерзкий американец Итан Чэндлер – Джош Хартнетт, Дориан Грей – Рив Карни, Виктор Франкенштейн – Гарри Тредэвэй и другие. Особого внимания заслуживают, конечно, Грин и Хартнетт. После пилотных серий стало ясно, что создатели явно хотят сделать акцент на персонаже Евы Грин, о чём говорит тот факт, что именно истории Ванессы в сериале уделено больше всего экранного времени.

Героиня Грин – женщина сложной двойственной природы, в которой сочетаются две противоречащие силы – созидания и разрушения. Ванесса словно разрывается между миром живых и царством демонов, пытаясь уравновесить в себе тягу к добру и злу. К слову, зло просыпается в Ванессе исключительно в моменты грубых эротических встреч с разными мужскими персонажами. Для любой другой актрисы подобная роль была бы настоящим испытанием на прочность, но только не для Грин, которая играет ведьм, кажется, в каждом втором своём фильме.

Другое дело Джош Хартнетт, карьера которого в последнее время немного буксовала. Возможно, благодаря этому факту или простому стечению обстоятельств, но именно его персонаж Итан Чэндлер, на первый взгляд типичный псевдогерой (этакий смелый американский рейнджер с гнетущей тайной в прошлом), вынужденный действовать по обстоятельствам, выглядит едва ли не самым достоверным и человечным из всех обосновавшихся в сериале «джентльменов».

Помимо этого, героиня Грин и герой Хартнетта составляют самый мощный тандем сериала из-за невероятной «химии» между актёрами. Особенно это бросается в глаза, когда смотришь на персонажей Дориана Грея и Виктора Франкенштейна. Если отбросить тот факт, что каждый из них имеет под собой известную литературную основу, сразу становится ясно, что перед нами всего лишь беспомощные одиозные личности, неспособные выйти на свет и обуздать собственных демонов.

В случае Дориана демоном выступает его вечное стремление к красоте и удовольствиям, превращающие его существование в обречённое шествие без смысла и без конца. По ходу действия Дориан с печальными глазами попеременно соблазняет и Ванессу, и «натурала» Итана, что, безусловно, придаёт теледейству некоторую остроту. Демон Франкенштейна – его первое «дитя», получеловеческий монстр, отвергнутый своим создателем и продолжающий мстить своему «отцу». Проблема в том, что как бы ни старались создатели сериала придать чертам персонажей выразительность и новизну, всё равно все эти экзистенциальные страдания смотрятся вторичными по сравнению с общей задумкой.

Что до телекритиков, то они оценили размах замысла, особую философию и постмодернистскую подачу знакомого материала, но также отметили и некоторые погрешности в сюжете. Взять хотя бы антагонистов заглавных героев, а по совместительству властителей загробного мира, вампиров, которые в сериале вместе с другой нежитью живут практически в канализации и появляются как нельзя кстати под ясны очи охотников за нечистью. Сначала этот ход кажется вполне оправданным для сериала в жанре хоррор, но затем быстро надоедает, порождая больше вопросов, чем ответов. Скажем, с какой целью наши многострадальные монстры вообще активировались и охотятся на живых (в сериале ответ даётся, но уж больно в пространной форме). И где их канонический предводитель, бессмертный Дракула, который, к слову, заявлен в официальном синопсисе к 1 сезону, но на экране так ни разу не появляется? Зато в кадре присутствует некий древний Вампир, который оживляет всякую нежить и держит в плену дочь профессора Мюррэя Мину, фактически являясь главным злодеем сезона.

«Страшные сказки» также грешат некоторой обрывочностью повествования из-за желания создателей рассказать предыстории персонажей, видимо, для полноты зрительского восприятия. Но в итоге зритель оказывается перегружен лишней информацией. И в этом основная на сегодняшний день проблема «Страшных сказок». Конечно, подобные недосказанности и загадки должны выступать неким «тузом в рукаве» для последующих сезонов, но пока они представляют собой только «фигу в кармане».

Если рассматривать «Страшные сказки» как чисто жанровое произведение, то заявленному жанру хоррор-триллера сериал соответствует от первого до последнего эпизода. За декорациями «второсортного» ужастика угадывается претензия на серьёзную драму и психологический триллер. Осталось дождаться 2-й сезон, который выйдет в 2015 году, и если создатели сериала не опустят заданную планку и учтут все допущенные огрехи, то нас будет ждать по-настоящему захватывающее действо. Всё-таки жанр обязывает.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here