Казалось бы, мы много знаём о войнах наркокартелей в Мексике и о том, какой серьёзной проблемой они стали для страны. Полицейские или иные процедуралы постоянно рассказывают нам, как латиноамериканцам тяжко приходилось на родине, и теперь они совершают преступления в США из-за безвыходности и мучительности жизни незаконного эмигранта. Такие герои встречаются не только в сериалах…

Они оккупировали практически все жанры кинематографа, которые из года в год предлагают нам одну и туже слезливую историю о невыносимой и опасной жизни в стране наркотиков и острой еды. Однако вся эта информация подаётся нам исключительно в американской продукции, и цель её показа в основном – рассказать, как наркотические войны Мексики влияют на США, и часто звучит она из уст чикано поколения этак в третьем, который и ногой-то не ступал на свою историческую родину. Но сможете ли вы вспомнить хоть один фильм, в котором о данной проблеме рассказывалось мексиканскими кинематографистами и на местной территории?

Герардо Нараньо очень беспокоило плачевное положение, сложившееся в его родной стране. Он осознавал, что про проблему Мексики нужно говорить, и что никто ещё не осмелился сделать подобное достаточно правдиво, так, чтобы это возымело хоть какой-нибудь эффект. Полный решимости стать в этом деле «пионером», Нараньо какое-то время разрабатывал различные сценарии, которые бы рассказывали о насилии в Мексике.

Правда, изначально режиссёр тоже решил пойти по американскому пути. Практически была готова к съёмкам история про агента управления по борьбе с наркотиками, который имеет чёткие принципы и мнение о том, что хорошо, а что плохо. Но приезжая в Мексику, он выясняет, что грань между добром и злом гораздо более размыта, чем предполагают в Америке. Но прежде чем эта мысль успела воплотиться в жизнь, появилась новость, которая изменила всю идею, и дала Герардо Нараньо возможность рассказать именно о том, о чём он хотел, и тем способом, который он предпочитал.

Победительница конкурса Мисс Латинская Америка Лаура Суниги в 2008 году оказалась в центре крупного скандала – её задержали вместе с членами одного из наркокартелей в машине, доверху заполненной оружием, деньгами и наркотиками. Местной полиции не удалось доказать связь девушки с деятельностью картеля и в итоге она была выпущена на свободу. В этой истории было всё, что нужно режиссёру – показать деятельность наркоторговцев изнутри, но при этом от лица человека, волей случая вовлечённого в их тёмные дела.

Нараньо всегда поражало то, какими бандиты изображены в кино: «Мы не хотели, чтобы у фильма была структура «Лица со шрамом», где преступник – хороший и бедный парень, который вынужден совершать преступления. И мы не хотели, чтобы всё было как в «Криминальном чтиве», в котором преступник сексуален, загадочен, очарователен и имеет хорошее чувство юмора. Для меня самым трудным было найти способ не идеализировать преступный мир».

Режиссёр провел много времени, изучая то, как дела в криминале обстоят на самом деле, и обнаружил, что в жизни всё далеко не так, как показывают на экране. Он поговорил со многими наркоторговцами, найти которых не составило труда – в Мексике они совершенно не скрывают себя, – и не обнаружил ничего из того, что обычно составляет потрет преступника: «Мы не нашли золотых цепочек и девочек вокруг, мы не встречали людей, которые хорошо проводят время. Мы увидели много паранойи, людей, которые совершенно не доверяют окружающим. Мы поняли, что преступный мир очень невежественный, жалкий и серый».

История Лауры Суниги дала Нараньо почву для нового сюжета о насилии в Мексике, в котором он бы мог показать всю жестокость глазами невинного человека.

Про фильм «Мисс Пуля» часто пишут, что он основан на истории Суниги, но на самом деле это утверждение довольно далеко от истины. Режиссёр встречался с этой девушкой и хорошо изучил неприятную ситуацию, в которую она попала, но взял из неё лишь основу для сюжета и фотографию, на которой мисс Латинская Америка была запечатлена с понурой головой во время ареста. Это фото Нараньо воспроизвёл до мельчайших деталей в финале своей картины, но большинство остальных сюжетных ходов были плодом его собственной фантазии.

В истории Суниги автор увидел идеальную почву для того, чтобы озвучить главную, по его мнению, проблему относительно насилия в Мексике. Таковой он считает незнание, ступор местных жителей перед лицом величественных в своем влиянии наркоторговцев. «У нас нет военного образования. Мы не знаем, как реагировать на насилие» – сетует режиссёр. Рассказать свою историю с помощью девушки, которая никогда не была замешана ни в чём криминальном, кажется Герардо Нараньо идеальным вариантом: «Идея в том, что она ошеломлена и не знает, как вести себя». Благодаря скандалу режиссёр сделал ещё одно интересное наблюдение: общество жаждет падения королев красоты на сцене, чтобы убедиться в их неидеальности, в том, что в их природе тоже есть что-то человеческое. Только падение в фильме «Мисс пуля» куда более серьёзное, чем вывих ноги из-за подвернувшейся шпильки – и это выводит идею на совершенно новый уровень проявления человеческих качеств.

После того, как сюжет фильма был обдуман и утверждён, перед командой создателей встал вопрос подбора актрисы. Будущую Лауру Герреро, миловидную провинциальную девушку, живущую с отцом и братом, решившую попробовать себя в роли модели, режиссёр увидел в рекламе шампуня. Стефани Сигман сразу была поставлена в известность относительно того, какого рода фильм будут снимать и в каком количестве неприятных сцен ей придётся поучаствовать. К радости Герардо Нараньо, девушка из рекламы, не имеющая опыта работы в серьёзном кино, оказалась действительно заинтересованой в теме и готовой к тяжёлой работе.

Для дебютанки Сигман была настроена потрясающе серьёзно. «Я не боялась этой темы. Я не боялась делать хорошую работу» – скажет она потом. Однако бояться было чего. Съёмки проходили в самой Мексике, где огромное количество людей не говорят ничего даже друг другу, куда уж рассказывать о своей жизни всему миру. Съёмочной группе приходилось соблюдать некоторые меры предосторожности, которые покажутся комичными только для тех, кто не знает, что за последние шесть лет в стране от нарковойн погибли восемьдесят тысяч человек, далеко не все из которых были прямо связаны с картелями.

«Мы пытались вести себя как можно более интеллигентно». – говорит режиссёр о тактике съёмок, – «Мы говорили, что это романтическая комедия под названием «Прекрасная Мария». Мы старались делать всё очень быстро, чтобы не привлекать внимания. Сцены с оружием мы снимали в другом штате, в безопасном месте, где были защищены полицией». В итоге работа над картиной обошлась без каких-либо серьёзных происшествий и угроз, но был ещё один риск, избежать которого авторы никак не могли даже при всём желании. Это зрительская реакция.

Несмотря на то, что «Мисс Пуля» стала кассовым хитом у себя на родине, нашлось очень много людей, кто воспринял картину как пощёчину стране. Примерно половина зрителей сочла режиссёра предателем, который вынес сор из избы, другая же половина оценила огромный вклад, который фильм внёс в местное самосознание. Нараньо не был удивлён такими противоречивыми отзывами. Ещё одной большой проблемой своей страны он считает разобщённость: «Мы – разделённая страна. Я думаю, что проблема с наркотиками – даже не самая большая наша проблема. Наибольшая проблема в том, что мы – разобщённое общество».

Именно в объединении и духовной революции Герардо Нараньо видит путь для восстановления Мексики, создания новой страны, где люди будут уважать закон и ценить чужие жизни. Режиссёр внес свой вклад, как мог, а заодно, поскольку «Мисс Пуля» была показана на множестве фестивалей от Швеции до Японии, рассказал всему миру о том, что действительно сейчас происходит в его родной стране.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here