Подарок от благодарных дочерей

Ричард Уильямс живёт в Калифорнии вместе с женой и пятью дочерьми. Он хочет, чтобы его девочки избежали участи обитателей гетто. Для этого он всячески их контролирует, не позволяет связываться с дурной компанией, заставляет учиться на пятёрки и смотреть «Золушку», дабы усвоить урок, что главной добродетелью является скромность. Ну а больше всего внимания он уделяет двум дочкам, поскольку у них обнаруживаются большие таланты к игре в теннис. И очень скоро весь мир узнает их имена – Винус и Серена.

Наверняка многие знают таких родителей, которые постоянно ходят на все соревнования своих чад, кричат «порви их всех», учат преподавателей «как надо» и заинтересованы детскими увлечениями больше, чем собственными. Возникает ощущение, будто эти люди стремятся не добиться лучшего будущего для своего ребёнка, а реализовать собственные похороненные амбиции.

Именно таким человеком и выглядел Ричард Уильямс, с той лишь разницей, что его девочки действительно оказались очень талантливыми. Однако картина Рейнальдо Маркуса Грина даже не пытается рассмотреть феномен будущих королев тенниса через призму их природных способностей, а сосредотачивается исключительно на отцовском абьюзе и одержимости, что подаётся исключительно в позитивном ключе и от этого выглядит, мягко говоря, странно.

То, что это фильм Уилла Смита, становится ясно уже через полчаса, поскольку все остальные персонажи выполняют роль мебельного функционала. Серена (Деми Синглтон) и Винус (Санийя Сидни) даже не прописаны как самостоятельные героини: это просто две послушные фигуры, на которых направлен весь отцовский энтузиазм. Себя они не проявляют и только и делают что широко улыбаются, машут ракеткой и говорят «да, папочка». Чуть больше опций у супруги Ричарда, но Брэнди Уильямс (Онжаню Эллис) отведена роль мудрой успокоительной «подушки», которую муж периодически обнимает в горестные мгновения и выслушивает умные слова поддержки.

Эгоцентричность Ричарда, безусловно, была бы гораздо интереснее, если бы его образ раскрывался как неоднозначный. Сами посудите: нездоровая амбициозность человека, ведомого маниакальной жаждой формирования спортивной карьеры для детей вкупе с гиперопекой, вполне тянула на сложный портрет любящего отца пополам с чокнутым абьюзером и великовозрастным неудачником, стремящимся реализовать в дочках то, чего не сумел добиться сам. Однако именно здесь кино начинает развиваться совсем не в тех направлениях, безбожно затягивая хронометраж и вызывая зевоту повторением одних и тех же сюжетных ходов.

Что особенно напрягает в экранном портрете Уильямса, так это его постоянное восхваление и изображение любых его действий в положительном ключе, при том что герой Смита чаще вызывает раздражение, нежели восхищение. Проталкивая банальную тему «терпение и труд всё перетрут», картина делает упор исключительно на наглость персонажа. Дескать, всё он делает правильно, а таланты Винус и Серены ни при чём, весь секрет их успеха – в ежеминутном родительском контроле, бесконечной муштре и очередном просмотре «Золушки» (что характерно, экранному Уильямсу понятие «скромность» отнюдь не было свойственно).

В связи с этим «Король Ричард» практически не работает как история преодоления – конфронтации наглого и упёртого мужика с окружающим миром заключены в какой-то перманентно-пассивной форме. Слов о расизме и притеснениях больше в теории, чем на практике (за всю картину расово агрессивной воспринимается лишь единственная реплика про баскетбол), никто палки в колеса девочкам не ставит, с афроамериканским населением бодаются другие представители афроамериканского населения, а отсутствие любых других ярко выраженных конфликтов не вызывает сопереживания. Тем более мы все прекрасно знаем, что сёстры Уильямс быстро станут чемпионками.

Конечно, определённый уровень технического профессионализма даёт о себе знать – тут и качество мизансцен, и атмосфера, и настроение, и воссоздание спортивных соревнований. Однако душа и ум всё же требуют гораздо большего и в итоге не получают ничего, кроме как стремлений Уилла Смита доказать, что он хороший драматический актёр (факт) и завоевать долгожданный «Оскар». В остальном же это достаточно спорное по посылам, затянутое и беззубое в плане социальной повестки кино о человеке, который зачал детей исключительно из желания превратить их в звёзд мирового спорта.

ОЦЕНКИ
Для глаз
7
Для ума
6
Для сердца
6
Предыдущая статьяУндина. Рецензия
Следующая статьяАгнец. Рецензия
Обычный кинофанат, который любит кино настолько, что не может об этом молчать и потому пишет. Ну и о своих впечатлениях тоже.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here