Король говорит… с президентом!
Произнесите его имя, и все сразу догадаются, о ком идёт речь: даже спустя годы после смерти он остаётся одним из самых популярных музыкантов, обладателем неповторимого голоса, любимцем миллионов. Он – Элвис. Или просто «Король». Среди всех фотографий, на которых запечатлён Элвис, самой загадочной остаётся та, на которой он пожимает руку одному очень известному политику двадцатого века. Достаточно назвать фамилию этого человека – и сразу станет ясно, что речь идёт об одном из самых нелюбимых президентов Америки (если не самом) – о Ричарде Никсоне – печально и скандально известном, потерявшем доверие своего народа и так и не сумевшем его вернуть. Элвис и Никсон – две исторические фигуры – диаметрально противоположны друг другу. Теперь представьте, каково было удивление простых американцев, когда они впервые увидели ту самую фотографию, заложившую основу фильма «Элвис и Никсон».
На столе перед сценаристами лежала лишь одна чёрно-белая фотография – документальное доказательство того, что встреча состоялась. Небольшим бонусом к этому служили воспоминания непосредственных участников и свидетелей того события. Однако даже они точно не знают, о чём говорили Мистер Президент и Король Рок-н-ролла за закрытыми дверьми Овального кабинета в Белом доме. К тому же, как иронично бы это ни звучало, Ричард Никсон в то время ещё не записывал ничьи разговоры, в том числе и свои. Отсюда следует, что создатели фильма вооружились всеми сведениями о той встрече и фантазией для того, чтобы заделать чёрные дыры неизвестного, и это у них получилось довольно задорно и весьма очаровательно.
Сюжет «Элвиса и Никсона» сосредоточен на внезапном желании Элвиса Пресли встретится с президентом США для получения особых полномочий и статуса «под прикрытием», чтобы внести свой вклад в борьбу с коммунистами и наркобизнесом. Как и в названии фильма, первенство в повествовании отдаётся именно Элвису, которого играет Майкл Шеннон. О внешнем сходстве актёра и певца можно сказать лишь одно: оно полностью отсутствует. Однако Шеннон серьёзно постарался и сумел восполнить этот недостаток своей игрой, которой нельзя не поверить. Шеннон в роли Элвиса не поёт и не кривит лицом как его плохой двойник, вместо этого он аккуратно воспроизводит голос и манеры своего героя. Одним словом, он не пародирует столь известную личность и не представляет её в карикатурном свете. Вместо этого он показывает то ребячество, которое живёт в человеке с золотыми очками и неповторимой причёской. Поведение и поступки Элвиса выносятся на суд зрителя – именно он должен решить, издевается ли Элвис над всеми вокруг, или в самом деле верит в то, что задумал. Пока фильм позволяет наблюдать за Пресли, складывается впечатление, что ситуации, в которых певец общается с фанатами и людьми, узнавшими его, обретают форму баек, но от этого хуже не становятся.
Кевину Спейси по плечу любое перевоплощение. В этом фильме актёр играет не беспринципного политика, которым часто предстает Никсон на экране, здесь он – закомплексованный, уставший и знающий себе и своему труду цену чиновник. Никсон узнаётся в жестах и мимике, за это Спейси стоит отдать должное. Необходимо вооружиться ещё и тем, что происходящее на экране не относится к периоду с Уотергейтским скандалом, поэтому здесь Никсон – просто президент без скандалов. Тем не менее, несмотря на свой статус, он становится очередной жертвой обаяния Элвиса. До встречи с певцом, считая его пустышкой, которая обязана своему успеху лишь внешностью, старик не скрывал к нему неприязнь. Однако с первых секунд знакомства президент приходит в полный восторг и к моменту прощания с Элвисом буквально становится его фанатом.
Среди других актёров упоминания заслуживают, во-первых, Алекс Петтифер в роли Джерри – настоящего и преданного друга Элвиса и, пожалуй, единственного персонажа, на жизнь которого повлияют события этого фильма. Во-вторых, Колин Хэнкс – главный помощник президента, который своими репликами только подпитывает комичность происходящего.
Долгожданная сцена встречи – образцовая экранизация процесса нахождения общего языка между людьми, которые могли бы, максимум, обменяться приветствиями. Странные обстоятельства, которые способствовали проведению встречи, невероятны и вызывают улыбку на протяжении всего фильма. Атмосфера 1970-х годов – ещё одна подкупающая деталь – ею пропитан каждый кадр: музыка, одежда, легендарные продукты и даже запоминающиеся титры, задающие настроение ещё в самом начале – всё это создает приятный дух ностальгии по времени, когда политические потрясения касались каждого гражданина, а с помощью внешнего вида можно было не только следовать моде, но и выразить свою жизненную позицию.
Вердикт: Обворожительная историческая фантазия, единственным минусом которой можно считать то, что зрителю, чтобы насладиться фильмом, нужно принять две условности: первая – портретное сходство с реальными прототипами в этой комедии не столь важно; и вторая – всё показанное могло происходить в реальности, а могло и… не происходить.
10 |
9 |
9 |