Экранизации видеоигр – любимый объект для насмешек у критиков, считающих, что перенос подобных сюжетов на экран удачным быть не может. С ними сложно не согласиться, поскольку подавляющее число таких фильмов и правда оказывалось ерундой, пусть и пользовавшейся популярностью у зрителей. Но когда вышла экранизация знаменитого survival-хоррора Silent Hill, многие рецензенты заявили, что наконец миру явился лучший образчик кино, снятого по мотивам видеоигры. Отзывы, впрочем, были неоднозначными, но большинству критиков и зрителей сложно было не согласиться с тем, что как фильм ужасов «Сайлент Хилл» выгодно отличался от других подобных лент.

Французский режиссёр Кристоф Ганс давно считал игру Silent Hill самой страшной из всех, что ему встречались, и мысли о переносе её идей на экран он вынашивал давно. Его впечатлял как неординарный сюжет, способный стать полноценной основой для фильма, так и уникальная атмосфера игры. Впервые озвучить свои стремления он решился сразу после съёмок хита «Братство волка», поделившись мыслями с продюсером Сэмюэлом Хадидой. Продюсер понял, что Ганс как никто другой сможет переложить на язык кино болезненный и гипнотический мир «Сайлент Хилла» и дал добро. Но перед съёмками необходимо было заполучить права от создателя игры – японского концерна Konami, который Ганс заваливал письмами с просьбой, но ответа не получал в течение пяти лет.

Сайлент Хилл

Проект сдвинулся с мёртвой точки, когда постановщик отправил Konami снятый на собственные средства 37-минутный ролик, в котором не только продемонстрировал некоторые сцены, но также изложил своё видение фильма и рассказал, почему именно ему важно снять это кино. Ролик был продемонстрирован на заседании Совета директоров компании, и представители корпорации дали Гансу зелёный свет, убедившись, что он, в отличие от многих других претендентов, прекрасно понял суть игры.

Ганс и Хадида очень хотели, чтобы сценарий написал Роджер Эвери («Криминальное чтиво», «Бешеные псы», «Убить Зои»), поэтому они быстро созвонились с ним и изложили свои планы. На первых порах прийти к соглашению у них не очень получалось: Эвери стремился передать лишь дух игры и широко его интерпретировать, а Ганс хотел максимальной приближенности к первоисточнику. Для того чтобы направить фантазию Эвери в нужное русло, Ганс отправил сценаристу несколько дисков с видеозаписями и собственные наработки. Но Эвери счёл это недостаточным и в итоге решил лично пройти все (!) части игры, дабы лучше прочувствовать вселенную «Сайлент Хилла». В итоге черновой вариант сценария был готов к осени 2005 года, но, поскольку в нём полностью отсутствовали мужские персонажи, студия быстро его завернула, и его пришлось переделать (добавив лишь персонаж Шона Бина).

Сайлент Хилл

Кстати, во время работы над сценарием, Эвери приходилось не только спорить с продюсерами и студийными боссами, но и отбиваться от неадекватных фанатов игры. Самые активные поклонники «Сайлент Хилла», которых Эвери открыто называл «помешанными», настолько были уверены в том, что только они способны написать лучший сценарий для фильма, что закидывали его собственными сочинениями (которые Роджер удалял, не читая) и даже угрожали убить в случае провала. Тем не менее, к наиболее вменяемым поклонникам авторы фильма всё-таки прислушались, внимательно изучив отзывы людей о том, кто из персонажей им нравится больше или какие нюансы произвели на них самое сильное впечатление.

В результате многочисленных переделок, споров и компромиссов на свет родилась история о молодой женщине Роуз ДаСилва, чья приёмная дочь Шэрон страдает от лунатизма и грезит о таинственном городе Сайлент Хилл. Роуз решает, что единственный способ помочь Шэрон – отвезти её в этот город в надежде, что воспоминания прошлого помогут положить конец странному поведению девочки, но она пока не знает, с каким кошмаром наяву ей придётся столкнуться.

Сайлент Хилл

На главную роль создатели хотели заполучить актрису с решительной, но хрупкой и уязвимой внешностью, рассматривая кандидатуры Миллы Йовович, Шаннин Соссамон и даже Мег Райан. В итоге Ганс, заинтересованный в подборе свежих лиц, обратил внимание на очень понравившуюся ему австралийку Раду Митчелл. К счастью для постановщика, актриса заинтересовалась проектом экранизации «Сайлент Хилла», поскольку была весьма впечатлена его «Братством волка». Кстати, Митчелл, согласившись на роль, не смогла прочесть сценарий картины за один раз – настолько пугающим он ей показался, такого же мнения придерживался и утверждённый на роль мужа Роуз Шон Бин. А вот Лори Холден (Сибилл Беннетт) оказалась не такой пугливой, сказав что «Сайлент Хилл» – очень интересный для работы материал, как и Дебора Кара Ангер (Далия Гиллеспи), сравнившая текст с сюжетом «Алисы в стране чудес».

Кстати, образ Далии был позаимствован из оригинальной игры, но существенно видоизменён на экране, поскольку первоначально она была изображена религиозной фанатичкой, решившей призвать Господа путём сожжения дочери. Решив сохранить Далии только положительные материнские черты, авторы воплотили все её негативные стороны в главной злодейке – сектантке Кристабелле (Элис Крайдж), совместившей в своём образе как мрачную половину характера Далии Гиллеспи, так и Клаудии из Silent Hill 3. Что же касается выбора актрисы на роль Шэрон/Алессы, то создатели фильма сперва планировали задействовать разных девочек. Но однажды Ганс увидел в «Стране приливов» юную Джоделль Ферланд, открыто заявившую на кинопробах: «Я хотела бы сыграть Дьявола», и тут же понял, что она станет идеальной исполнительницей всех ипостасей Алессы.

Сайлент Хилл

В качестве прототипа мрачного и покинутого Сайлент Хилла был выбран американский город Централия (Centralia), расположенный в штате Пенсильвания. В нём, как и в Сайлент Хилле, несколько десятков лет назад возник подземный пожар, из-за которого произошло возгорание залежей угля, непрекращающееся до сих пор. В то же время Ганс хотел избежать других сравнений, в первую очередь – с фильмом Эдриана Лайна «Лестница Иакова», поскольку именно этот фильм оказал существенное влияние на создателей игры. Стремясь создать уникальную, отличную от основного источника вдохновения, атмосферу, авторы опирались на «Матрицу», «Ночной народ» и «Хостел», не забывая о творчестве Лавкрафта, Клайва Баркера, Сальвадора Дали, Фрэнсиса Бэкона и Дэйвида Кроненберга (художник-декоратор картины Кэрол Спайер прославилась работами именно с этим канадским режиссёром).

Получив в распоряжение не слишком большой (по голливудским меркам) бюджет, 50 миллионов долларов, создатели проделали весьма объёмную работу, потратив 12 миллионов только на декорации и сотню интерьеров. Без натурных съёмок тоже было не обойтись, но для этих целей съёмочная группа использовала давно проверенный способ – отправилась в более дешёвую для работы Канаду. Сайлент Хилл «играли» подкрашенные и видоизмененные улицы городов Брантфорд, Гамильтон, Брамптон и многих других, к которым приложили руку художники, чтобы создать облик поселения, покинутого более 30 лет назад. В качестве источника вдохновения Кэрол Спайер просматривала фотографии заброшенной психиатрической лечебницы и даже снимки Чернобыльской АЭС, сделанные после аварии. Самой «грязной» в буквальном смысле этого слова была съёмка помещений, где проходили встречи сообщества Сайлент Хилла. Для того чтобы сымитировать последствия давнего пожара, рабочие разводили и тушили многочисленные костры на территории старой фабрики. Спайер вспоминала: «Это была самая грязная сцена во всём фильме. И все, кто оказывался на площадке в одежде белого цвета, к концу съёмок неизменно оказывался чёрным».

Сайлент Хилл

Конечно, ключевыми фигурами в атмосфере игр были незабываемые монстры. В фильм были взяты такие жуткие существа как Красная пирамида (Пирамидоголовый), пепельные дети, Безрукий, Мученик, тараканы и тёмные медсестры. Дизайн разрабатывал Патрик Татопулос, занимавшийся образом инопланетян, монстров и прочей нечисти в фильмах «День независимости», «Чёрная дыра», «Хроники Риддика», «Я – легенда», «Звёздные врата» и «Годзилла» (1998).

Главной целью при разработке внешнего вида многих чудищ была попытка сделать их запоминающимися и живыми, причём не только по внешнему виду, но и по поведению. Для этого Татопулос, пытаясь сохранить в них элемент человечности, сделал акцент на страдания и мучения, которые должны были отразиться в пластике персонажей, акцентирующей гротескность образа и создавая ощущение живых сломанных кукол. Таким образом, авторы хотели подчеркнуть, что все чудовища порождены сознанием ребёнка с его определённым видением боли, страдания и ужаса. Движения координировал хореограф Роберто Кампанелла, сыгравший эпизодическую роль Уборщика, а также Пирамидоголового и Мученика, которого в игре не было, и его дизайн был разработан с нуля.

Поскольку именно танцоры могли лучше всего передать все тонкости заданной пластики, они и были задействованы в ролях тёмных медсестёр, образы которых были взяты напрямую из игры. Чтобы придать их дёрганым движениям ещё больше гротеска, создатели использовали нехитрый и годами отработанный приём, прокручивая плёнку с отснятым материалом в обратном направлении. Запоминать движения медсестёр пришлось и Раде Митчелл, героине которой нужно было уворачиваться от взмахов скальпелями во время съёмок эпизода в больнице. Один раз это не получилось, когда бойкая статистка умудрилась заехать кулаком актрисе прямо в лицо.

Сайлент Хилл

Нелегко пришлось и танцору Мишелю Кота, сыгравшему Безрукого. Мало того, что на площадке к нему приклеилась масса непристойных прозвищ из-за его костюма (затянутый в мертвенно-бледный силикон с отверстием на груди актёр походил на огромный порвавшийся презерватив), так ещё и сам костюм доставлял массу неудобств, поскольку Мишель ничего в нём не видел и дышать мог только через специальную трубку.

Что же касается тараканов и жутких пепельных детей, то они по большей части были нарисованы на компьютере, хотя одного ребёнка сыграла низкорослая актриса Ивонн ЭДжи, также закутанная в синтетические материалы. Каждый день актрису наряжали в этот костюм в течение двух часов, и за весь съёмочный процесс Рада Митчелл так и не смогла увидеть её настоящего лица.

После того как Ганс отдал ленту в студию на монтаж, он опасался лишь одного – требований о многочисленных купюрах, но вопросы вызвали лишь пара сцен, где отчётливо звучит австралийский акцент Митчелл и ирландский – Бина. Другим неприятным этапом стало прохождение цензуры, ведь в фильме содержалось большое количество отборно жестоких и кровавых сцен. Особенно Ганс боялся, что потребуют убрать сцены смерти Анны от рук Пирамидоголового, сожжение Сибилл и казнь Кристабеллы. Тем не менее, хотя фильм был запрещён к просмотру детям до 15 лет, его разрешили выпустить в прокат именно в том виде, в каком и задумывал режиссёр. Рассказывали, что Ганс на всякий случай создал «облегчённую» версию фильма, длящуюся около 80 минут, но, по словам режиссёра, этот цензурированный вариант публика никогда не увидит.

Сайлент Хилл

В американском прокате «Сайлент Хилл» прошёл весьма средне (сборы в США составили 46 миллионов). Прохладными (и даже негативными) были отзывы критиков, которые назвали фильм невнятным и бессмысленным. Главной его проблемой, по их словам, стало то, что своеобразная мифология игры не позволила адекватно раскрыть её в кино. Российские критики и обозреватели приняли фильм однозначно лучше, заявив, что «Сайлент Хилл» – лучшее на сегодняшний день игровое кино, снятое по мотивам компьютерных игр.

Постепенно негатив большинства сменился на более нейтральное отношение, а у самой картины появилось большое количество фанатов, оценивших роскошную атмосферу и стилистику и назвавших некоторую сюжетную невнятность очаровательно таинственной и загадочной. В самом деле, так ли уж важны некоторые сценарные огрехи в фильме ужасов, особенно когда он полностью погружает в атмосферу страха и зачаровывает своей патологической красотой – качествами, столь редкими сейчас для хорошего хоррора. Одним словом, если вы – ценитель подобных историй, то добро пожаловать в Сайлент Хилл!

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here