Дуэлянт

Я не боюсь смерти, потому что я есть смерть

Отставной капитан Яковлев, проведший долгое время в плену на Алеутских островах, возвращается в Петербург. Пленительная тайна его личности интригует, а множество смертей, словно паутиной оплетённых вокруг, не выпускают героя из своих сетей. Казалось, прорваться сквозь них практически невозможно, если бы не случайное стечение обстоятельств. Яковлеву становится известно имя его нанимателя, Беклемишева, человека, который пустил корни интриг так глубоко, что сам рискует в них запутаться. Давние счёты с графом становятся решающей причиной в борьбе Яковлева с вереницей смертей, противостоянии кукловоду, что так легко решает людские судьбы.

Фильм Алексея Мизгирёва «Дуэлянт» – это самая вкусная новинка сентября от отечественного производителя для киноманов с тонким эстетическим вкусом. Картина с первых кадров поражает красотой художественной композиции Петербурга конца 19 века. Шикарные наряды дам и их кавалеров, блестящие пистолеты, богатые званые вечера, неповторимые интерьеры домов, лихо закрученные усы и причудливые причёски, – всё это рождает особую атмосферу таинственного, мистического Петербурга. Где безумие героев смешивается с тоскливым городским пейзажем и обретает форму детектива в лучших традициях Эдгара Аллана По.

Дьявольские улицы города, на которых то и дело происходят патовые моменты фильма, ревниво хранят секреты бесчисленных кровавых дуэлей. Бесконечно гнетущая аура «Дуэлянта» приносит боль почти физическую, периодически заставляет в ужасе зажмуриться, так что фильм по количеству кровавых сцен приглянется больше мужской половине, в то время как женская найдёт отдушину в невероятно красивой химии между Тучковой и Яковлевым. Правда, любовная сцена в фильме кажется притянутой, нелогичной и выбивающейся из основного сюжета. Хотя здесь они решили взять зрителя опять же красивым, чувственным кадром: осязаемое, будоражащее воображение молчание, потом резкий перепад и безумная страсть. Любовная драма между Яковлевым и Тучковой кажется надуманной и слишком литературной, поэтому многие сцены с их участием воспринимаются, скорее, как попытка отвлечь зрителя от ошибок, допущенных создателями.

Исторических пробелов в «Дуэлянте» достаточно, чтобы критиковать его претензию на достоверность. Например, главной ошибкой стало то, что дуэльный кодекс Дурасова был опубликован лишь в 1912 году, а действие происходит в 1860-м, и даже учитывая, что, несомненно, его критерии были известны обществу и до официального издания, многие в них не были осведомлены. Собственную некомпетентность в этом вопросе демонстрирует и сам Мизгирёв, выступивший также и в роли сценариста, позволяя дуэлянтам говорить во время дуэли, хотя по кодексу это было строго запрещено – между собой можно было говорить лишь секундантам. Конечно, все эти в какой-то степени милые оплошности не портят фильм для того, кто замечает не соблюдение исторических фактов, а, скорее, игру актёров и работу режиссёра.

Мизгирёв сам держит руку на спусковом крючке и выстреливает в зрителя дважды. И оба этих выстрела стоят той боли и страданий, что они причиняют.

Первый – отставной капитан Яковлев, в которого так органично перевоплотился Пётр Фёдоров. Наблюдать за раскрытием его персонажа вдвойне приятно из-за контрастного перехода от безжалостного убийцы к человеку с поломанной судьбой, сыгранного настолько тонко и интересно, что оторваться от мимики, жестов и самое главное – от глубинного изменения взгляда Фёдорова просто не представляется возможным. «Основная идея нашего фильма – каждый из нас должен быть самим собой. Обрести себя можно только через боль», – подчёркивает актёр Пётр Фёдоров. Эта цитата, как нельзя лучше характеризует жизненный путь главного героя. Боль была его вечной спутницей, боевой подругой, единственным напоминанием о том, что он всё ещё дышит. «Фортуна любит тебя», – не раз повторяет секундант Яковлева, не замечая, какой ценой ему достаётся каждая победа. Погубленная душа русского Дориана Грэя приковывает к экрану, заставляя неотрывно следить за его злоключениями.

Дуэлянт

Второй – граф Беклемишев. Если режиссёр хотел «убить» зрителя свои фильмом наповал, он не ошибся, позвав на одну из главных ролей легендарного Владимира Машкова. Актёр настолько вжился в роль, что за два коротких часа заставляет испытать всю гамму чувств: от ненависти до жалости, от симпатии до презрения. Убедительности у Беклемишева не отнять: умело играя на струнах души, он обводит всех вокруг пальца, манипулирует любовью, честью и дружбой. Идеальный злодей на дьявольских улицах Петербурга, который как нельзя кстати появляется в роли антагониста со своим фирменным демоническим взглядом. К сожалению, хоть и сыгран персонаж со всей возможной и невозможной искренностью, он остался до конца не раскрытым. Яркое и загадочное появление в начале было предано умалению в финале – с слишком сильным моральным подтекстом, лишившим героя его тёмного шарма.

Вердикт: Прекрасная постановка, завораживающий тёмными тайнами мистический Петербург, обворожительный в своём демонизме Машков и крайне обаятельный Яковлев, который до боли напоминает Фауста Гёте, – вот формула, позволяющая «Дуэлянту» завоевать сердца киноманов.

10

6

8

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here