10 января прошлого года весь мир потрясла ужасная новость: в возрасте 69 лет скончался британский певец Дэвид Боуи. Он умер через два дня после своего дня рождения, проведя последние полтора года в борьбе с раком печени… В одном из интервью Боуи скептически отметил: «Вряд ли кто-нибудь вспомнит обо мне через тысячу лет». И он оказался по-своему прав – о нём не вспомнят через тысячу лет, но лишь потому, что этого срока недостаточно, чтобы забыть его грандиозный вклад в культуру XX века.

Любой исполнитель – это, в какой-то степени, успешное сочетание двух важных составляющих: музыки и образа. Главное отличие Дэвида Боуи от многих музыкантов в том, что и его музыка, и его имидж постоянно менялись – за это его называли «хамелеоном рок-музыки». «Каждое утро я просыпался и разбирал самого себя по кирпичику, отбрасывал всё, что мне не нравилось, а потом строил нового человека», – говорил Боуи. Многие образы музыканта могут претендовать на звание культовых (например, Зигги Стардаст или Боуи с зигзагом молнии на лице со знаменитой обложки альбома «Aladdin Sane»). Сам Боуи говорил, что «я так часто придумывал себе новый образ, что сегодня мне кажется, будто изначально я был располневшей кореянкой».

Несмотря на многочисленные смены амплуа, неизменным оставалась уникальная, свойственная только Боуи, «инаковость». Его андрогинная фигура, бледное лицо и необычные глаза делали его похожим на представителя внеземной цивилизации. Стоит заметить, что необычный левый глаз Дэвида Боуи – ставший его «фирменным знаком» – результат травмы, полученной в детстве. В 15 лет он подрался с лучшим другом, и тот случайно ударил его перстнем. Следующие четыре месяца Боуи провёл в больнице, где врачи пытались восстановить ему зрение. Операции прошли успешно, но зрачок травмированного глаза навсегда остался расширенным. Именно это и создавало впечатление, что глаза у Боуи разного цвета.

Нестандартная внешность Дэвида Боуи позволила ему «оставить след» не только в музыке, но и в кинематографе. На его счету – больше десятка ролей (как эпизодических, так и главных) в различных фильмах. Одной из последних стала роль Николы Теслы в ленте Кристофера Нолана «Престиж» (2006). Это была наиболее «тихая и спокойная» роль Боуи, который как-то сказал, что ему в основном предлагают сыграть «бесноватых п*доров, трансвеститов или марсиан».

Именно «инопланетность», «космичность» и делали Боуи привлекательным для режиссёров. В 1976 году он снялся в фильме Николаса Роуга «Человек, который упал на Землю». Главный герой – Томас Джером Ньютон – пришелец, который прилетел на Землю в поисках воды, оставив на родной планете жену и детей. Однако запатентовав технологии своей расы и сколотив неплохое состояние, он постепенно «очеловечился»: подсел на алкоголь и телевидение, завёл земную любовницу и всё реже стал смотреть на звёзды…

Фильм Роуга получился весьма философским как по содержанию, так и по форме. «Фрагментарность» повествования, рваный монтаж, высокохудожественные флэшбэки выносят картину за рамки массового кинематографа и приближают к хорошему авторскому кино. Но ещё большей «элитарности» фильму добавляет Дэвид Боуи. Интересно, что изначально Николас Роуг планировал снять в главной роли писателя-фантаста Майкла Крайтона, «инопланетность» которого заключалась в его необычайно высоком росте (2,06 м).

История, безусловно, не терпит сослагательных наклонений, но весьма вероятно, что без Боуи «Человек…» получился бы менее стильным. Его герой Томас Джером Ньютон – экстравагантное, немного истеричное и потерянное существо, которое покинуло одну систему обитания, но всё же не сумело полностью адаптироваться к другой. При этом истинный облик Ньютона, в котором он предстаёт в одной из сцен, не так далёк от внешности самого Боуи. В какой-то степени этот фильм можно считать автобиографичным: только герой Ньютона «проявил» свою космическую сущность в технологиях и бизнесе, а Боуи – в музыке и культуре.

Однажды Дэвид Боуи сказал: «Я всегда старался напомнить вечности, что даже она когда-то может подойти к концу». Сегодня, 8 января, Дэвиду Боуи исполнилось бы 70 лет… Но многие верят, что с его смертью окончился лишь «земной путь» музыканта – а сам он просто вернулся на свою планету. Но даже здесь, на Земле, его вклад в музыку, моду, кинематограф и культуру в целом безусловно ещё позволит ему «испытать вечность на прочность».

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here