В свой день рождения Роман (Милтон Ричи) затаривается наркотой и рассчитывает развлечься. Но тут он подбирает выбежавшую из леса женщину, которая начинает вести себя неадекватно и вскоре отдаёт концы прямо в его машине.
В полицию из-за наркотиков Роман звонить не может, а вскоре выясняется, что женщина была заражена опасным вирусом, который стремительно превращает всех вокруг в кровожадных убийц.
Творческий тандем Давида Моро и Ксавье Полю, подаривший зрителям социальный триллер «Они» и хороший ремейк гонконгского «Глаза», давным-давно распался. Прискорбно, но такова жизнь. Уж если казавшийся вечным режиссёрский союз братьев Коэн завершился расставанием, то что говорить про всех остальных.
Давид Моро зарекомендовал себя на ниве триллеров, однако в 2010-е стал пробовать другие жанры. «Одержимые» (MadS), вышедшие на онлайн-платформе Shudder, могли бы стать мощным возвращением Моро в прославивший его жанр. К сожалению, картина получилась бестолковой, и сейчас разберёмся, почему.
Поджанр зомби-фильма предполагает две вещи – сюжетную динамику и постоянное чувство опасности, ведь заражённые не только могут убить, но – что хуже – обратить в подобие себя. Конечно, и персонажи должны выглядеть живыми людьми – а иначе как же зритель будет им сопереживать? В остальном возможны разные подходы. Одни режиссёры уделяли особое внимание спецэффектам, демонстрируя креативную расчленёнку, другие – саспенсу, третьи – драматургии. Серьёзные авторы, как, например, Джордж Ромеро и Дэнни Бойл, создавали своего рода хоррор-притчи, наделяя толпы зомби символическим смыслом.
Но картина Давида Моро не содержит ничего из перечисленного. Несмотря на то, что практически всю ленту герои проводят в движении, их действия кажутся хаотичными, а в некоторых эпизодах попросту глупыми. Если происходящее на экране не вызывает зрительского доверия, поневоле начинаешь подмечать натяжки и преувеличения. В качестве примера сложно не упомянуть, что у героев отсутствует инстинкт самосохранения. Они готовы как угодно близко подходить к заражённым, чуть ли не обнимаются с ними, словно соревнуются за получение премии Дарвина.
«Одержимые» рекламировались в качестве картины, снятой единым дублем, но это выглядит пустым трюком. Не спорим, снимать без монтажа очень тяжело – необходимо большое количество репетиций, дабы каждое движение или эмоция актёров были безошибочными. Но зрителю дела нет до трудностей режиссуры – его интересует конечный результат. Сыграла негативную роль в восприятии ленты и хорошая репутация Давида Моро. Возможно, для безвестного новичка «Одержимые» стали бы умеренным успехом, но от автора «Глаз», отличающихся запоминающимися визуальными образами, ожидаешь большего.
Также в середине третьего десятилетия XXI века никого не удивишь фильмом, снятым одним дублем. Ещё в 1948 году Альфред Хичкок свёл к минимуму монтажные склейки в «Верёвке». В европейском авторском кино долгие планы также встречались сплошь и рядом, а первым фильмом, снятым вообще без монтажа, стал поликадровый эксперимент Майка Фиггиса «Таймкод» (2000). Два года спустя на экраны вышел снятый в Зимнем дворце «Русский ковчег» Александра Сокурова. В 2022 году на той же платформе Shudder стартовал уругвайский зомби-хоррор «Эпидемия: Вирус-32», где начальная сцена представляет собой превосходно снятый долгий план обыденной жизни многоквартирного дома.
Все эти ленты, помимо любопытной формы, отличаются от работы Давида Моро интересными сюжетами. А вот в «Одержимых» о том, что происходит на экране, можно разве что догадаться, так как постановщик не утруждает себя объяснениями. Более того, в начальном эпизоде, когда к одному из главных героев (за весь фильм таковых будет три) в машину проникает перебинтованная девушка и начинает резать себя, можно усмотреть аллюзию на классику Тоуба Хупера (а может, на ремейк Маркуса Ниспела) «Техасская резня бензопилой». Во времена постмодернизма никуда без ссылок на предшественников.
Может показаться любопытной разве что композиция ленты. Дело в том, что в картине нет одного главного героя. Эстафетная палочка повествования переходит сначала к подруге молодого человека, прикупившего себе наркоты у местного дилера, а затем уже к её подруге. Однако насмотренный зритель наверняка вспомнит «Призрак свободы» (1974) Луиса Бунюэля или хотя бы «Ужасающего» (2016) Дэмиена Леоне, где в середине также происходит смена главной героини. Однако у Моро этот композиционный приём плохо работает, ведь его персонажи кажутся некими абстракциями, а не живыми людьми. Про них зритель практически ничего не знает, а потому их судьба совершенно не заботит.
Исключением является разве что Джулия, которая торопится домой к матери-инвалиду. Стоит отдать должное и актрисе. 25-летняя Люсиль Гийом не стала довольствоваться штампами, а постаралась передать растерянность и ужас обычной горожанки, внезапно столкнувшейся с эпидемией безумия. Но, увы, вызывающая некоторый интерес последняя треть не может компенсировать разочарование от картины в целом.