Бэтмен

В истории американского комикса великое множество и разнообразие супергероев, суперзлодеев, а также помощников тех и других. Человеку с русским менталитетом этого, возможно, не понять, но для США комикс – богатейший культурных пласт и такое же искусство, как литература и кино. Красивые яркие рисунки иллюстрирвуют захватывающую историю борьбы добра со злом, в которой первое безусловно и абсолютно побеждает второе, часто с помощью увесистых кулаков. Поэтому и герои американских комиксов воплощают собой идеальный образ борца – высокий, вмускулистый мужчина со стальными нервами и моральными принципами, понятными читателю любого возраста. Пример, которому так хочет подражать подрастающее поколение, независимо от национальности и вероисповедания.

Современная индустрия комиксов предлагает на выбор огромное количество супергероев на любой вкус. И не все они мужского пола. Некоторые даже не люди. А когда-то, в далёких 30-х, всё начиналось с двух «дедушек» – Супермена и Бэтмена. Они же являются самыми знаменитыми и популярными героями, любимыми во всём мире. По данным опроса информационного и новостного веб-сайта IGN на 2011 год, Супермен и Бэтмен прочно заняли первое и второе места в списке 100 самых популярных героев комиксов всех времён.

Начало. Рождение героя

Бэтмен моложе Супермена всего на год. В 1939-м DC Comics представили миру своего нового героя как альтернативу стремительно набравшему популярность Супермену. Первый выпуск о Бэтмене вышел в том же журнале, в котором на тот момент выходил «Супермен», – Detective Comics, выпуск 27. Авторами истории выступили художник Боб Кейн и писатель Билли Фингер, которому Кейн принёс свои рисунки. Сам художник вдохновлялся историями о Зорро, Тени, Дике Трейси, Шерлоке Холмсе и сериалом 30-го года The Bat.

БэтменИзначально героя звали «Человек-птица» (Birdman), он носил облегающее трико и повязку на глаза шахматной расцветки. Фингер заменил повязку на маску, добавил костюму ещё несколько деталей, внёс в него поправки и переименовал героя в Человека-Летучую мышь. Таким Бэтмен и предстал перед читателями. Но авторы на этом не остановились, продолжая улучшать своего персонажа, и к 33-му выпуску журнала герой был полностью сформирован, а история дополнилась рядом трагических деталей, которые лишь увеличили её популярность, да настолько, что уже в 1940-м году «Бэтмен» стал выходить как отдельный комикс.

Уникальность Бэтмена была ещё и в том, что, в отличие от того же Супермена, Человек-Летучая мышь не обладал какими-то отличительными способностями, магической силой или мутациями. Бэтмен в прямом смысле сделал себя сам. Это обычный человек, обладающий острым умом и незаурядным интеллектом, талантом изобретателя, дедукцией и физической силой, которую он тоже развил сам. Используя эти качества, а также возможности своей компании, Бэтмен борется на равных с самыми сильными злодеями, обладающими разнообразным набором нечеловеческих способностей. Это притягивает. Это обнадёживает. Любой мог представить себя на месте Бэтмена. Многие и любили героя за то, что его сила напрямую зависела от него самого, а не от облучения, фазы луны или генетической мутации.

БэтменСначала история Летучей мыши была гораздо мрачнее, трагичнее, «взрослее». Рисунки Кейна полностью отражали эту мрачность, усиливали её, создавали совершенно особую атмосферу, дополненную тёмными видами Готэм-сити. Однако вскоре Бэтмен обзавёлся юным напарником Робином, что оживило историю, добавило ей света и привлекло юных читателей. Вселенная Бэтмена разрослась, постепенно дополнившись разнообразными героями. Это и – комиссар Гордон – честный, неподкупный и храбрый полицейский без пафоса, обычный трудяга, любящий свой город. Именно с ним Бэтмен договорился об «условном сигнале» вызова – эмблеме Летучей мыши в ночном небе. Это и строгий элегантный дворецкий семьи Уэйнов Альфред, во всём поддерживающий своего хозяина. Изредка в комиксах появлялась Бетгёрл – Девушка-Летучая мышь. На протяжении всей истории эту роль брали на себя разные девушки, но особой популярности среди аудитории персонаж не снискал.

Бэтмен не был бы супергероем без суперзлодеев. Самым главным и любимым среди поклонников, без сомнения, является Джокер – старейший враг Бэтмена, появившийся в том же году, что и сам герой. О нём известно мало. Мы знаем, что Джокер – кличка человека по имени Джозеф Керр. У него, как у самого Бэтмена, нет сверхспособностей, зато в наличии такой же высокий интеллект, физическая сила и разнообразие опасных гаджетов. Совсем как у Бэтмена. Часто Джокера считают антиподом Летучей мыши. Один – мрачный Тёмный рыцарь в чёрно-сером костюме, второй – яркий клоун с фокусами и трюками, способными вас убить. Один защищает, другой разрушает. И оба полны парадоксов. Без Бэтмена не было бы и Джокера. Всё это делает последнего идеальным врагом Тёмного рыцаря на долгие годы.

БэтменКроме Джокера авторы создали для Бэтмена множество других врагов, нашедших своих поклонников среди читателей серии. Самыми опасными были, пожалуй, Пугало, Мистер Фриз, вечно молодой Ра’с Аль Гул («Голова демона») и Пингвин. Были и те, кого в разное время удавалось почти вернуть на путь «закона и порядка» – например, Двуликий или Ядовитый Плющ, которые, правда, долго на стороне «хороших» не пробыли и, в силу разных обстоятельств, снова вернулись на стезю криминала. И, конечно же, Женщина-кошка Селина Кайл – красавица-воровка, которой удалось найти путь к сердцу Летучей мыши. При каждой их встрече искры так и летели во все стороны, притяжение ощущалось почти физически, а у читателей возникало чувство, что эти двое и правда дополняют друг друга.

В 50-е интерес к комиксам вообще и к Бэтмену в частности стал угасать, ввиду чего создатели шли на самые безумные шаги – добавляли в историю шуток и приколов, едва не сделав Бэтмена с Робином двумя клоунами, отправляли Летучую мышь в путешествия сквозь пространство и время, почти убили. До тех пор, пока не пришёл Фрэнк Миллер, давший Бэтмену вторую жизнь. Так начался «серебряный век» Тёмного рыцаря, вновь ставшего серьёзным, мрачным, сильным и любимым среди читателей. В более поздних выпусках 80-90-х гг. Бэтмен переживает не самые лучшие времена, теряет память, оказывается на грани смерти, едва не сходит с ума, даже временно передаёт мантию Летучей Мыши Дику Грейсону (самому первому Робину, ставшему впоследствии Найтвингом – Ночным Крылом). Но всегда возвращается, ведь фанаты не хотят отпускать его так просто.

Бэтмен

Бэтмен на большом и малом экране

Такая вселенная – наполненная яркими героями, непредсказуемыми сюжетными поворотами и мощной моральной составляющей – не могла избежать внимания киноиндустрии. О приключениях Бэтмена на данный момент снято семь полнометражных фильмов (включая последний фильм Кристофера Нолана «Тёмный рыцарь: Возрождение легенды»), два сериала, не считая проекта «Хищные пташки» (Birds of Prey) (снятого по вселенной Бэтмена, но без него. Главные роли в сериале исполняют девушки), несколько фанатских фильмов, заслуживающих внимания, и огромное количество мультипликационных лент, как полнометражных, так и короткометражек, включая «Лигу справедливости», в которой Бэтмен выступает в союзе с другими супергероями под негласным предводительством своего вечного соперника за зрительскую любовь – Супермена.

Первые шаги и «блины комом»

Надо понимать, что по вселенной, над которой без малого 73 года работали разнообразные писатели и художники, дополнявшие сюжет огромным количеством деталей и порой противоречивых фактов, сложно написать достойный, способный угодить поклонникам сценарий.

Бэтмен

Например, первая экранизация комикса о Тёмном рыцаре, относящаяся к 1943-му году, популярностью не отличается. Режиссёр Ламберт Хилльера снял 15-серийный фильм о приключениях Бэтмена (Льюис Уилсон) и Робина (Даглас Крофт). В этом сериале Бэтмен и Робин – секретные агенты, сражающиеся с японским доктором-шпионом в исполнении американца Дж. Кэролла Нейша. Не стоит и говорить, что с комиксами этот сериал связан лишь именами главных героев.

В 1949-м году вышел ещё один чёрно-белый сериал – «Бэтмен и Робин» режиссёра Спенсера Гордона Беннета, за год до того снявшего «Супермена». И вновь мимо комикса. Главные герои сражались против злодея по имени Волшебник, а дом мультимиллионера Брюса Уэйна – одноэтажный с садиком в американском пригороде – смотрелся бы более убедительно, будь его владельцами типичная семья с двумя детьми и собачкой. По крайней мере, Альфред в таком доме выглядел странно. Зато в этом сериале появилась Вики Вейл, которую впоследствии сделали героиней первого фильма о Бэтмене Тима Бертона.

А вот сериал 60-х оказался гораздо более успешным. В 1966 году, а именно 12 декабря, на телеэкраны вышел «Бэтмен», главные роли в котором исполняли Адам Уэст и Берт Уорд. Сериал продержался три сезона, до 1968 года, имел огромный успех и по сей день является классикой для любого уважающего себя американца, хотя в Европе и у нас в России такой популярности не снискал.

Бэтмен

Сценаристы на сей раз постарались – сериал приближен к комиксам, мы видим здесь и старых врагов Бэтмена – Джокера, Загадочника, Женщину-кошку, Пингвина, – и его союзников – кроме Робина в шоу 66-го участвовали дворецкий Альфред, комиссар Гордон и даже Бетгёрл, костюм которой вышел куда удачнее, чем сшитые на скорую руку трико Бэтмена и Робина.

Конечно, фильмы того времени сильно отличаются от современных – за отсутствием компьютерной графики и новаторских приёмов грима всё приходилось делать практически вручную, из-за чего нам, современным зрителям, порой кажется, что актёры похожи на участников школьного утренника. Да и манера игры выглядит слишком вычурной и гротескной.

Тем не менее, сериал действительно долгое время был популярен. В том же 1966-м даже вышел отдельный полнометражный фильм с актёрами сериала, в котором против Бэтмена объединились сразу четверо его злейших врагов. Затем, правда, рейтинги шоу начали падать, и было принято решение о его закрытии. Но свой след в кино Бэтмен-66 всё-таки оставил. А Человек-Летучая Мышь в исполнении Адама Уэста является самым законопослушным Бэтменом в истории.

Бэтмен

Возрождение легенды

В 1989-м году за экранизацию комиксов берётся режиссёр, которому давно пора было поработать со вселенной Готэм-сити. Ибо в творчестве Тима Бертона и оригинальных «тёмных» комиксах о Бэтмене определённо есть что-то общее. А учитывая безграничную фантазию режиссёра, удачный опыт реализации сложного грима и костюмов в других его работах, у фильма были все шансы стать удачным.

Создатели решили не повторять ошибок прошлых лет. К сценарию и подбору актёров подошли со всей серьёзностью. Адам Уэст очень хотел снова сыграть главную роль, но его кандидатуру отклонил сам Боб Кейн. Роль изначально предлагали Мэлу Гибсону, променявшему её на «Смертельное оружие 2» (Гибсона можно понять. Первая часть была успешной, и работа во второй заведомо была гораздо более безопасным вариантом, чем съёмки в проекте, который ещё неизвестно как примет зритель). Бэтменом пробовали стать Пирс Броснан, позднее ушедший в другую успешную франшизу, Алек Болдуин, Чарли Шин и даже Билл Мюррей. Но тот же Боб Кейн предложил кандидатуру Майкла Китона, и она устроила всех.

С Джокером тоже долго не могли определиться, в итоге выдвинули на роль Джека Николсона. Пока тот колебался, предложение ушло к Робину Уильямсу. Но спровоцированный этим известием Николсон тут же дал своё согласие.

Бэтмен

Роль дворецкого Альфреда досталась Майклу Гофу – бессменному Альфреду на протяжении трёх последующих фильмов о Бэтмене. А подругу супергероя – Вики Вейл – сыграла Ким Бейсингер. В первом фильме появляется и Харви Дент в исполнении Билли Ди Уильямса, надеявшегося на роль Двуликого впоследствии. Увы, в третьем фильме у Джоэла Шумахера его заменили на Томми Ли Джонса.

Что же касается сценария, то он опирается на те факты о Бэтмене, которые и в комиксе более-менее стабильны, а именно: Бэтмен – альтер-эго мультимиллионера Брюса Уэйна, владельца крупной компании Готэм-сити, представителя уважаемого семейства, живущего в огромном поместье за городом и ведущего уединённую, совсем не публичную жизнь. У него нет семьи, единственный близкий ему человек – дворецкий Альфред, служивший ещё родителям Уэйна. Когда-то в детстве Брюс пережил ужасную трагедию – на его глазах убили родителей. На улице. И полиция ничего не смогла сделать.

К слову, в оригинальной истории не делается акцент на личностях убийц. Суть истории заключалась в том, что ставший свидетелем безнаказанной жестокости уличных преступников Брюс Уэйн решил взять на себя роль карающего рыцаря, чтобы такой трагедии больше не повторилось. Тим Бертон отступил от этой задумки, сделав убийцей Уэйнов Джокера. Фильму это прибавило интриги. Переплетение судеб Бэтмена и Джокера стало более тесным, ведь по версии Бертона своим злодейством Джокер сотворил Тёмного рыцаря, а позднее Тёмный рыцарь стал причиной рождения Джокера.

Бэтмен

Фильм имел огромный успех. Настолько громкий, что в 1992 году студия Warner Bros. выпустила продолжение – «Бэтмен возвращается». В режиссёрское кресло вновь сел Бертон, а костюм Летучей Мыши вновь надел на себя Майкл Китон. Создатели решили не отступать от оправдавших себя традиций и пригласили на другие главные роли сплошь звёздных актёров, чья популярность в то время была на пике. В роли одного из злодеев – Макса Шрека – выступил Кристофер Уокен, Пингвина отдали Дэнни ДеВито, сделав самый удачный выбор из возможных. А не менее популярная, чем Бэтмен, Женщина-Кошка досталась Мишель Пфайффер. Последней повезло – на эту роль утвердили Аннетт Бенинг, но актриса забеременела и не смогла сниматься.

Выбор Мишель был также весьма удачным, хотя на роль претендовала Шон Янг, получившая отказ ещё на кастинге первого фильма. Янг впоследствии наряжалась в костюм Кошки несколько раз, появляясь так на различных ток-шоу и красных ковровых дорожках, прилично опозорив себя таким поведением. Её чувства можно понять – франшиза стала настолько перспективной и популярной, что сняться в ней посчитал бы за счастье любой актёр.

«Бэтмен возвращается» стал достойным продолжением первого фильма, а в чём-то даже превзошёл его. Атмосфера стала мрачнее, Брюс Уэйн серьёзнее, враги – опаснее, а притяжение между Бэтменом и Женщиной-Кошкой сильно отличается от мягкой привязанности между Брюсом и Викки Вейл в первом фильме. В итоге поклонники Бэтмена получили достойное и сильное продолжение.

Бэтмен

Когда герой так популярен, про него надо снимать и снимать. И «Братья Уорнеры» снимали. Правда, себя не переплюнули. В 1995 году они с гордостью выпустили худший фильм о Бэтмене – «Бэтмен навсегда». Бертон его ставить отказался, ограничившись лишь функциями продюсера и уступив кресло Джоэлу Шумахеру – режиссёру, без сомнений, маститому, но в комиксах разбирающемуся плохо. Мало того, что вместе с уходом Бертона ушёл и Китон (на его место взяли Вэла Килмера), так ещё и сценарий получился довольно скучным на фоне предыдущих частей, а выбор актёров, несмотря на всю их звёздность, весьма неудачным.

И дело вовсе не в отсутствии таланта у Вэла Килмера, Томми Ли Джонса или Джима Керри. Дело в том, что это были просто «не их» роли – видение героев у режиссёра не соответствовало изначально заявленному в комиксах, а атмосфера Готэм-сити кардинально не вписывалась в представление о вселенной Бэтмена. К тому же, Вэл Килмер – актёр весьма «тяжёлый», большой спорщик и упрямец, сильно конфликтовавший с Шумахером. Короче, работа не сложилась. Единственное, чем примечателен «Бэтмен навсегда» – появлением Робина в исполнении Криса О’Доннела.

Но Джоэль Шумахер – большой оптимист. Занятое по стечению обстоятельств кресло так просто освобождать намерения не имел и попыток «снять лучше» не оставил. Он уговорил на главную роль Джорджа Клуни, дав ему в напарники мелькнувшего в предыдущей картине Робина, и пригласил в следующий фильм новых звёзд.

Бэтмен

Чем всегда были примечательны киноверсии о Бэтмене – так это связью со временем. Каждая экранизация делалась с учётом современных веяний как киноиндустрии, так и самой социальной составляющей. Но если в предыдущих картинах уровень гармонизации разных составляющих всегда был высок, то в «Бетмэне и Робине» он не только крайне низок, но ещё и до странного неудачен для людей, не первый день находящихся в мире кино.

90-е – время боевиков, расцвета как карьеры Джорджа Клуни, так и популярности Арнольда Шварценеггера. Но приглашать их обоих в эту картину было большой ошибкой. У Клуни получился совершенно не соответствующий оригинальному комиксу герой. Брюс Уэйн – человек богатый, обладающий властью, но мрачный и скрытый, постоянно переживающий трагедию детства. Он Тёмный рыцарь. Мститель под покровом ночи. Толпы фанаток, благотворительные вечера и любовь народа, которыми окружили героя Клуни, – это не для него. Шварценеггер – герой боевиков, человек-скала, но никак не суперзлодей, и тем более – суперзлодей-доктор. Хотя, Алисия Сильверстоун неплохо смотрелась как Бетгёрл, а Уму Турман зря ругают за роль Ядовитого Плюща. Как бы то ни было, фильм считается самой неудачной экранизацией комикса. Его даже номинировали на «Золотую малину» в 10 номинациях, одну из которых – «Худшая женская роль второго плана» – он всё же получил.

Бэтмен

Серебряный век Бэтмена в кино

После этого в киножизни Бэтмена наступило затишье аж до 2005-го года, когда за работу над новым фильмом взялся Кристофер Нолан – известный на тот момент фильмом «Помни» и ремейком норвежского триллера «Бессонница», а в будущем автор «Престижа» и «Начала». На самом деле, затишье это было мнимым. Работа над новой экранизацией шла довольно долго. Выбирали режиссёра – вожделенное кресло могли занять всё тот же Джоэл Шумахер, в итоге решивший больше не рисковать своей репутацией, Дэйвид Финчер, категорично отказавшийся работать с Бэтменом, тогда ещё братья Вачовски, занятые «Матрицей», и Даррен Аронофски, кандидатуру которого отклонила сама студия из-за совершенной бредовости его сценария. В итоге судьбу Тёмного рыцаря отдали Нолану.

БэтменСерьёзнее подошли и к выбору актёров. На роль Бэтмена пробовались Джейк Джилленхол, Киллиан Мёрфи, Джошуа Джексон, Хью Дэнси и Кристиан Бэйл. Роль, как мы знаем, досталась последнему. Киллиан Мёрфи в фильм всё же попал, так как очень впечатлил своей игрой режиссёра. Ему досталась роль Пугала. Учителем и, впоследствии, главным антагонистом Бэтмена мог стать Вигго Мортенсен, но стал Лиам Нисон. Также и комиссар Гордон мог иметь внешность Курта Рассела, но роль предложили Гэри Олдману. К огромному сожалению, Майкл Гоф – единственный бессменный актёр на протяжении четырёх фильмов, больше уже не мог сниматься, и Альфред получил новое лицо – Майкла Кейна. Правда, после того, как от роли отказался Энтони Хопкинс, которому её предложили изначально. Не обошлось и без прекрасной девушки Бэтмена – Кэти Холмс.

Итак, новый сильный актёрский состав, новый режиссёр и продуманный сценарий. Нолан даже пошёл на поводу у Кристиана Бэйла, заявившего, что если в картины введут Робина, он откажется от роли. Возможно, Бэйл был прав, раз Нолан охотно согласился на это условие и остался верен ему до последнего фильма. Как сказал сам режиссёр, появление в фильмах Робина действительно могло нарушить тёмноту и мрачность его истории.

БэтменВ своём первом фильме о Бэтмене Нолан решил обратиться к истокам и показать первые этапы становления будущего Тёмного рыцаря. Во-первых, было восстановлено «честное» имя Джокера (если такой оборот вообще применим к главному злодею Готэма) – «Бэтмен: Начало» показывает нам, что родителей Брюса Уэйна убил вовсе не он, а простой уличный грабитель. Во-вторых, следуя оригинальным комиксам, Брюс был отправлен на Восток изучать боевые искусства. В-третьих, была возвращена тёмная, мрачная атмосфера Готэма, осовремененного в соответствии с духом времени и традициями фильмов о Бэтмене, но не потерявшего налёта нуара. И в-четвёртых, сам Бэтмен больше не был парнем в смешном костюме – теперь он носил военную экипировку и был ловок, быстр и скрытен, как ниндзя.

«Бэтмен: Начало» имел успех. И Кристофер Нолан пошёл дальше. К тому фильму, который сегодня считается лучшим фильмом о Человеке-летучей мыши, – вышедшему в 2008-м «Тёмному рыцарю». Здесь Нолан воскресил культовую фигуру «Бэтмена» – Джокера. Хотя, «воскресил» – не совсем верное слово. Он рассказал историю заново. Не так, как Бертон, по-своему, опираясь на оригинальные комиксы.

За первые дни показа сборы «Тёмного рыцаря» превысили общие сборы предыдущей ленты. Развитие получил и главный герой, и его «фишки». Команда Нолана вновь экспериментировала с Бэтмобилем, с костюмом Летучей Мыши (примечательно, что в этом фильме Брюс Уэйн впервые может поворачивать голову в костюме Бэтмена), с гримом и самим способом съёмок. Поклонники превозносят как сам фильм и Кристофера Нолана, так и великолепную работу Хита Леджера в роли Джокера. Сейчас уже и не понятно, сделал ли Нолан ошибку, поставив на главного антагониста куда больше, чем на главного героя, или так и было задумано, но Джокер Хита Леджера быстро стал культовым, а сам актёр получил за роль «Оскар» посмертно («Лучшая мужская роль второго плана»).

Бэтмен

На фоне сильной игры Леджера Бэтмен и правда отходит на второй план, но – о, чудо! – не теряет в общем впечатлении от своего образа. Стоит отдать должное и Аарону Экхарту – новому Харви Денту, гораздо более похожему на оригинального Двуликого, чем Томми Ли Джонс. Он смотрится практически идеально в этом образе и отыгрывает свои сцены до конца. Итог – безграничное признание поклонников по всему миру и звание лучшего фильма о Бэтмене.

Будь то в кино, или на телеэкране, истории о Бэтмене несменно будут привлекать внимание аудитории и дальше. Ведь это удивительный феномен, не теряющий своей популярности три четверти века и являющийся непрерывным источником вдохновения для индустрии кино, анимационных фильмов и фанатского творчества.

Материал был впервые опубликован в июльском номере «Люмьера» за 2012 год.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here