В конце восьмидесятых на английском телевидении появилась передача «Невероятно странное кино». Она состояла из часовых рассказов о различных кинематографистах, включая Джорджа Ромеро, Джеки Чана, Росса Мейера. В одном из выпусков ведущий Джонатан Росс брал интервью у Сэма Рэйми. Спрашивал он, в частности, о его ранних режиссёрских работах, а именно – про первые два фильма цикла «Зловещие мертвецы». Эту передачу посмотрел подросток Эдгар Хауард Райт-младший и остался крайне впечатлён увиденным. Чуть позже он смог посмотреть у знакомого на кассете «Зловещих мертвецов 2», после чего понял, кем будет, когда вырастет.
Родители поощряли увлечение Эдгара. На следующее Рождество ему и его старшему брату Оскару подарили подержанную камеру Super 8 с возможностью записи в замедленной съёмке. Первое, что было на неё снято, – это падающий с балкона плюшевый мишка. В замедленной съёмке, разумеется. А первая короткометражка, которую Эдгар снял с друзьями, называлась «Рольф Харрис спасает мир» и длилась 15 минут. Впоследствии её и другие свои творения он начал показывать в школе на обеденных перерывах и даже продавать на кассетах.
Когда Райту было 16, благотворительная компания Comic Relief устроила конкурс короткометражек. Эдгар послал им пластилиновый мультфильм, который сейчас называет «о-очень примитивным». Тем не менее, он одержал победу на конкурсе и получил новую видеокамеру. По сравнению с предыдущей, эта имела два очевидных преимущества: ей не нужна была дорогая плёнка и она сама могла записывать звук. С ней ещё до окончания школы Эдгар Райт снял три фильма длиной более часа.
После школы будущий режиссёр поступил в Борнмутский университет искусств на факультет «Аудио- и видеодизайна». После окончания обучения Эдгар, вдохновившись историями о первых фильмах Питера Джексона, Квентина Тарантино, Роберта Родригеса (и Сэма Рэйми, разумеется) решил во что бы то ни стало снять настоящий фильм. В этом ему помог редактор газеты из родного города, обративший на него внимание после победы на конкурсе Comic Relief. Договорившись, Райт получил на съёмки 11 тысяч фунтов.
Подключив одногруппников и ребят из родного города, они сняли вестерн «За пригоршню пальцев» всего за 3 недели. Как режиссёр вспоминает сейчас, весь фильм держался на наивности его создателей: сценарий писался по ходу съёмок, сцены снимались по порядку, а съёмки шли до того момента, пока не кончились деньги.
После съёмок Райт переехал жить в Лондон к своему брату. Вместе они монтировали фильм «в какой-то каморке для веников» на легендарной студий Pinewood, где снимались фильмы о Джеймсе Бонде. Черновой монтаж картины составил 74 минуты, и так как Эдгар счёл его малым, он решил выпросить у инвестора ещё денег, но тот больше не дал. Тогда режиссёр попросил брата сделать для фильма длинные начальные и финальные титры вкупе с немаленьким анимационным флэшбэком. Также в фильм была встроена трёхминутная сцена, происходившая в кромешной тьме. Но, несмотря на все хитрости, финальный хронометраж фильма составил 78 минут.
Прокатывался фильм в одном кинотеатре (зато в каком – кинотеатр Принца Чарльза является одним из самых известных в мире) 24 ноября 1995 года – в один день с «Золотым Глазом», 17-м фильмом о похождениях агента 007. Несмотря на крохотный релиз, рецензии на фильм написало немалое количество британской прессы. Журнал Empire оценил его в одну звезду из пяти. Райт читает его до сих пор, но тогда он был на мели и решил, что нет смысла покупать выпуск, в котором его так низко оценили. Спустя 15 лет Эдгар Райт получит Премию Empire как «Лучший режиссёр».
Увидев «За пригоршню пальцев» в кинотеатре, будущие создатели популярного местного ситкома «Маленькая Британия» Дэвид Уолльямс и Мэтт Лукас пригласили Эдгара Райта снимать их шоу Mash and Peas. Ему на тот момент было 21, он написал новый сценарий и не надеялся его снять, отчего охотно принял их предложение. На съёмках он познакомился с Джессикой Хайнс и где-то в то же время сдружился с Саймоном Пеггом. Также на этом сериале работала продюсером Найра Парк, которая впоследствии спродюсирует большинство проектов нашего героя.
Несмотря на то, что Эдгар Райт оказался на площадке самым молодым, и порой его путали с мальчиком на побегушках, он начал укореняться в роли телевизионного режиссёра. Вместе с Саймоном Пеггом и Джессикой Хайнс он делал сериал «Психиатрическая больница» (Asylum). Руководство канала было впечатлено их работой и предложило им сделать собственный сериал.
Последующие 2-3 года Эдгар снимал различные телешоу для BBC-Network, пока будущие актёры и сценаристы сериала «Долбанутые» (Spaced) для Channel 4 Саймон Пегг и Джессика Хайнс не пригласили его режиссировать их проект. Райт включился в работу над сериалом за год до начала съёмок, что само по себе было редкостью, так как режиссёров для сериалов обычно набирали в последнюю очередь.
Авторы «Долбанутых» получили полную свободу действий, однако не избежали сложностей, самыми главными из которых оказались низкий бюджет, сжатый график и малая съёмочная группа. Ситуация достигла апогея на съёмках второго сезона, когда Эдгар работал с новым оператором. В один из дней снимались сцены сразу для семи эпизодов. Райт, привыкший к понимавшему его с полуслова оператору, долго и упорно объяснял новичку, что и как нужно сделать. В итоге режиссёр не выдержал, пошёл к ближайшей телефонной будке, позвонил продюсеру и сказал, что не хочет возвращаться на площадку. Когда же на другом конце провода его успокоили и он вернулся назад, все, по словами Райта, разговаривали с ним как с 8-летним мальчиком, попавшим в больницу.
В конце первого сезона «Долбанутых» есть эпизод, в котором герой Саймона Пегга сражается с зомби. Саймон и Эдгар решают, что у этой идеи есть явный потенциал и начинают писать сценарий хоррор-комедии «Зомби по имени Шон» (Shaun of the Dead).
«Долбанутые» пользовались популярностью. Было снято 2 сезона, включавших 13 эпизодов, и канал ITV продлил сериал на третий. Однако вместо продолжения работы над ним, Райт и Пегг предложили руководству сценарий «Шона…», но получили отказ. Тогда они обратились к студии Working Title. Их принял Эрик Феллнер, содиректор студии и один из продюсеров комедии «Четыре свадьбы и одни похороны». Они представили ему свой проект как «помесь Ричарда Кертиса и Джорджа Ромеро». Феллнеру понравилась их презентация, и он рискнул обеспечить ребят всем необходимым, чтобы фильм увидел свет.
Получив в своё распоряжение большую съёмочную команду и необходимый бюджет, Эдгар Райт столкнулся с новой проблемой – люди, с которыми ему пришлось работать, не верили в успех фильма и обращались с режиссёром пренебрежительно. Впрочем, была у постановщика и поддержка – как со стороны студии, так и со стороны фанатов: немалое число поклонников «Долбанутых» работали на фильме в массовке зомби, получая всего один фунт в день.
Фильм вышел в прокат 29 марта 2004 года и был успешен как среди зрителей, так и среди критиков. А имена Райта и Пегга были у всех на слуху. Саймона Пегга позвали в «Миссию: невыполнима 3» на второстепенную роль, а Эдгар Райт начал заводить друзей среди режиссёров. В частности, с Квентином Тарантино, Кевином Смитом, который назвал «Шона…» одним из десяти своих любимых фильмов, и со своим кумиром Питером Джексоном, который пригласил Райта на мировую премьеру «Кинг Конга».
Когда Эдгара Райта спрашивали, будет ли в его фильмах фигурировать мороженое Cornetto, которое было «прорекламировано» в «Шоне» как средство от похмелья, он ответил: «Да. У Кшиштофа Кеслевского была трилогия “Три цвета”, а у меня будет трилогия “Три вкуса Cornetto”».
Свой второй проект, «Типа крутые легавые» (Hot Fuzz), Райт замышлял как фильм о приятелях-полицейских. Разрабатывая конфликт, он в первую очередь обратился к своей маме, увлекавшейся городскими легендами, чтобы та поведала ему все истории, которые только знает. Обрадовавшись, что может помочь сыну, она отправила ему 30 страниц мифов под заголовком «Жуткие делишки».
Тем временем студия Universal, с которой сотрудничала Working Title, заключила контракты с Эдгаром Райтом на постановку экранизаций романа «Они: Приключения с экстремистами» Джона Ронсона и серии комиксов «Скотт Пилигрим» Брайана Ли О’Мэлли. Первый проект быстро заглох, а за второй Райт взялся с условием, что у него будет тесное сотрудничество с автором первоисточника. А в 2004 году представители Marvel связались с ним насчёт экранизации комикса «Человек-муравей», и несмотря на небольшую популярность героя, Райт принял предложение с удовольствием. Но сначала ему предстояло сделать «Типа крутых легавых».
Как нередко бывает после первого большого успеха, сценарий «Легавых…» писался с огромным трудом. Райт вновь делал его с Саймоном Пеггом, и последний порой просто плакал навзрыд, пытаясь дописать эпизод. Они часами спорили друг с другом, крича и срываясь на мат. Тем не менее, известно, что шедевры рождаются в муках, и этот раз не стал исключением.
На съёмках были задействованы три четвертых группы, работавшей над «Шоном…». В ролях, помимо прочих, засветились 4-й Джеймс Бонд Тимоти Долтон и комедиант Билл Бэйли, ситком которого Райт режиссировал, когда ещё работал на BBC, а в эпизодах появились Кейт Бланшетт и Питер Джексон.
Съёмки в этот раз проходили гораздо легче. Эдгар Райт наконец смог проявить весь свой перфекционизм, не имея никаких преград, кроме бюджетных ограничений и порой приходившего проливного дождя. В свободное время Райт вместе с Майклом Баколлом продолжал работу над сценарием «Скотта Пилигрима против всех».
Фильм вышел в прокат 14 февраля 2007 года и также был успешен. При бюджете в 16 миллионов долларов по миру он собрал более 80 миллионов, и на данный момент эта цифра так и осталась максимальной для проектов Райта.
После творческие пути Саймона Пегга и Эдгара Райта разошлись на 4 года. Райт продюсировал дебют Джо Корниша «Чужие на районе», а также работал над сценарием «Приключений Тинтина: Тайны единорога» вместе с создателем «Шерлока» Стивеном Моффатом и Джо Корнишем. Но всем этим он занимался в перерывах от работы над своим следующим режиссёрским проектом.
Во время производства «Скотта Пилигрима против всех» Эдгар Райт непрестанно общался с Брайаном Ли О’Мэлли. О’Мэлли разрисовывал футболки и постеры, также делился своими идеями финала фильма, так как на момент съёмок шестой, последний том комикса, ещё не был завершён. В итоге, что-то попало в фильм, но не оказалась в комиксе, а что-то – наоборот – перекочевало из фильма (например, одежда и декорации) в комикс.
Подготовка к съёмкам и сам процесс были самыми изнурительными в карьере не только Райта, но и некоторых актёров. Исполнители главных ролей Майкл Сера и Мэри Элизабет Уинстед девять месяцев тренировались для сцен боёв, а сами съёмки проходили в рекордном количестве локаций.
Также этот проект стал самым дорогим в карьере Райта. По некоторым источникам, Universal вложили в проект от 85 до 90 миллионов долларов, хотя официальные данные говорят о 60 миллионах.
Судьба фильма про парня, который вынужден сражаться с семью злыми бывшими его загадочной девушки, переполненного отсылками к поп-культуре, до сих пор неоднозначна: его премьера на Comic-Con в 2010 году привела в дикий восторг весь зал. Однако в прокате он провалился, еле собрав в мире 46 миллионов долларов. Тем не менее, спустя месяцы спецпоказы собирали полные залы (и их устраивают до сих пор), а Blu-ray с фильмом в первую неделю продаж на сайте Amazon был на первом месте.
В августе 2010-го Райт работал над второй версией сценария к «Человеку-муравью», которую писал вместе с Джо Корнишем. И, казалось бы, он должен был стать следующим проектом Райта, но в 2011 году Эрик Феллнер заболел раком. Эта новость шокировала Райта и Пегга, отчего они бросили все дела и решили завершить трилогию «Корнетто» фильмом «Конец света» (The World’s End, в российском прокате «Армагеддец»), который они задумали ещё во время пресс-тура к «Легавым…». На удивление, справились они с работой быстро, и даже почти не спорили.
«Конец света» относится к более редкому жанру, нежели зомби-хорроры или полицейские боевики – социальной научной фантастике, завоевавшей популярность в Великобритании после Второй мировой войны. Сюжет фильма строится вокруг пяти приятелей, приехавших в родной город спустя 19 лет после завершения школы, чтобы пройти «Золотую милю» – 12 пабов, в каждом из которых нужно выпить по пинте пива. Этим фильмом сценаристы планировали закрыть тему поиска человеком своего места в обществе и противостояния ему, которую они исследовали ещё со времён «Долбанутых».
Кроме устоявшегося дуэта Саймона Пегга и Ника Фроста в пятёрке главных героев появились новичок Эдди Марсан, игравший в «Легавых…», Пэдди Консидайн и появлявшийся во всей трилогии Мартин Фриман. Также в фильме засветились 5-й Джеймс Бонд Пирс Броснан и его девушка в «Умри, но не сейчас» Розамунд Пайк.
Тем временем, студия Disney пригласила Эдгара Райта ставить киноверсию сериала «Колчак: Ночной охотник» – про репортёра, охотящегося за нечистью, – с намерением взять на главную роль Джонни Деппа. Paramount Pictures же пригласила его поработать вместе с Марком Протосевичем над сценарием к фильму «Коллайдер» под покровительством студии Джей Джей Абрамса Bad Robot.
20 июля 2013 «Конец света» вышел в мировой прокат. При бюджете 20 миллионов долларов его итоговые сборы превысили отметку 46 миллионов. Фанаты первых двух частей трилогии «Корнетто» немного расстроились, что, в отличие от первых двух фильмов, фильм не имел былого задора и в целом уступил им.
И снова следующим фильмом Райта не стал «Человек-муравей»: в мае 2014-го, за год с небольшим до назначенной премьеры, режиссёр покинул проект, над которым работал 8 лет. Официальной причиной называют творческие разногласия между Эдгаром Райтом и Marvel Studios, но в прессе нашли множество других. Впоследствии из фильма ушли оператор Билл Поуп и композитор Стивен Прайс, работавшие на «Конце света», а также часть актёров второго плана.
Несмотря на немалое число предложений и возможностей в Голливуде, следующим фильмом Эдгара Райта должен стать оригинальный фильм «Малыш на драйве» (Baby Driver), к которому он напишет сценарий и снимет при поддержке студии Working Title. Пока что о фильме известно очень мало, кроме того, что это будет криминальный экшен про водителя-меломана. Из других участников проекта известны продюсеры Тим Беван, Найра Парк и вылечившийся Эрик Феллнер, работавшие над трилогией «Корнетто».
Совсем недавно прошел кинофестиваль «Санденс»-2015, где Райт был одним из членов жюри. Что он рассказал об этом опыте? «Я посмотрел 34 фильма и съел слишком много шоколада». Честно и с юмором – так можно охарактеризовать не только эту фразу, но и всё его творчество.