Театр одной страсти

Театральный режиссёр Тома собирается ставить «Венеру в мехах» Леопольда фон Захер-Мазоха. Он проводит кастинг на роль Ванды, но ни одна кандидатка не подходит. Он уже готовится уходить, но тут с огромным опозданием в театральный зал врывается она – одноимённая героиня пьесы Ванда. Нагловатая, вульгарная, глупая поначалу, она упрашивает Тома дать ей шанс – и преображается, невероятно вписываясь в роль. Он подыгрывает ей. Постепенно происходящее перестаёт умещаться в рамки пьесы, проб, театра.

Мужчина, подчиняющийся женщине – тут, конечно, нельзя не вспомнить «Горькую луну» 1992 года, в которой режиссёр Роман Полански уже затрагивал тему садомазохистских отношений. В «Горькой луне» эти отношения переходили в жизнь из постели, в «Венере в мехах» – переходят со сцены. Полански вновь исследует природу этой страсти, теперь уже опираясь на текст знаменитой повести фон Захер-Мазоха.

Первые кадры фильма: дорога в неуютном, промозглом Париже, окружённая сказочно-мрачными деревьями, которые соприкасаются верхушками и образуют арку над идущим. Зрителя проводят по этой дороге, и он оказывается у дверей небольшого театра. Затем – дождь снаружи, и два человека на сцене, в жаре театрального освещения и постепенно накаляющейся атмосферы, – вот и весь фильм. Никаких флешбэков и выходов за пределы театра, это линейная история, длительность которой на экране совпадает с её действительной продолжительностью. Зато в наличии множество плоскостей происходящего: взаимодействие между актрисой и режиссёром, между героями романа, и, наконец, между мужчиной и женщиной.

Актрису играет Эмманюэль Сенье – супруга Полански, которая, кстати, как раз снималась в «Горькой луне», а также в других отличных картинах – «Скафандр и бабочка», «Жизнь в розовом цвете». Второй актёр – Матье Амальрик, снимавшийся в «Отеле “Гранд Будапешт”», том же «Скафандре и бабочке» и других. Иных в этих ролях представить невозможно, и прочие люди в кадре совершенно не нужны.

Атмосфера раскаляется и становится всё более душной, пьеса, разыгрываемая на сцене, перемещается в жизнь, женщина подчиняет мужчину – и всё это неминуемо приводит к взрыву: финал становится решающим ударом, и он бесподобен, непредсказуем и идеален. Полански ставит крупную точку в истории – ироническую, но от этого не менее серьёзную.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here