Вор на белом коне
Любовь человечества к числам и их всевозможным сочетаниям поистине удивительна. Безобидные «1» и «2» усилиями мистификаторов разных профессий превратились в оду трагизму, а лучшими датами для премьеры новых фильмов считаются те, что красиво смотрятся на постерах, дублируя сами себя. Как тут не вспомнить нескончаемые голливудские капустники, которые различаются – и то не всегда – лишь звёздным составом да праздничной тематикой. В очередной раз день Святого Валентина был не обойдён вниманием, подарив миру фэнтезийную мелодраму «Любовь сквозь время».
Зрителям предлагается путешествие длиною в жизнь из XIX века в современность вместе с искусным вором Питером Лэйком. Он влюбляется в девушку по имени Беверли Пенн, чей дом хотел ограбить. Но счастье оказалось недолгим – Беверли неизлечимо больна, а Питера преследует мафия, возглавляет которую демон в обличье человека, мистер Перли Сомс. И лишь волшебный белый конь спасает Питера от смерти. Оказывается, в игру вступили две извечно противоборствующие Силы…
Основой для сюжета послужил роман Марка Хелприна «Зимняя сказка» – апофеоз магического реализма в литературе. Снимать по книге дело вообще неблагодарное и трудоёмкое. Отчасти поэтому киноленте обеспечили нешуточный размах – серьёзная махина во главе с режиссёром Акивой Голдсманом (оскароносный сценарист «Игр разума») вместила в себя плеяду звёзд первой величины – Колина Фаррелла, Рассела Кроу, Джессику Браун-Финдли, Уилла Смита и Дженнифер Коннелли. С такими кадрами море по колено, если удастся направить их талант в нужное русло.
Но лёд сковывает не только озеро Кохейрис на экране. Мозаичность сюжета всегда являлась вызовом для режиссёра – от правильно расставленных акцентов зависит очень многое. По существу же, единственным центральным акцентом, доносящим до зрителя суть происходящего, здесь является многоликий город Нью-Йорк.
Запоминаются отдельные моменты. Серо-белая гамма. Густые антрацитовые краски на одеждах банды Сомса оттеняет яркий росчерк медных волос Беверли… Два коня – снежно-белый и вороной – посреди безлюдной улицы на фоне застывшего в ожидании моста… Звуков города – ни старого, ни современного – почти не слышно за музыкальным сопровождением Ханса Циммера и Руперта Грегсона-Уильямса, будто история отвоевала для себя отдельное пространство. Музыкально-цветовая палитра и есть главный рассказчик в фильме.
В сказке – а с тем, что перед нами разворачивается именно сказка в талантливо подобранных декорациях, стоит смириться сразу же, иначе попытка отследить логическое зерно в поступках героев испортит просмотр – всё неоднозначно. Лоскутные диалоги предсказуемы в своей книжности, и хотя в притчах прописным истинам отводится первый план, в демонов, рассуждающих о звёздах, верится с большим трудом.
Зло в «Любви сквозь время», как ни странно, перетягивает на себя одеяло внимания. И пусть Уилла Смита Голдсман пригласил по старой дружбе покричать да поработать с осветительными приборами, за циничной язвительностью Кроу наблюдать подчас интереснее, чем за развитием отношений между героями Фаррелла и Браун-Финдли. Однобокая роль на могучих плечах Кроу трещит по швам, попытки смирить свой актёрский талант и оставаться фоном для главной любовной линии ни к чему не приводят. К большой нашей радости.
Фаррелл же воплощает сразу все добродетели и честно пытается дать фильму ту эмоциональность, которая была заявлена – на пару с Браун-Финдли у него иногда это даже получается. К сожалению, эмоциональная нагрузка ограничивается первой половиной фильма. Ещё один повод для грусти – то, что полноценная встреча гармоничных некогда партнеров Кроу и Коннелли так и не состоялась, и что-то заставляет думать – зря.
В «Любви сквозь время» хлебными крошками рассыпаны отсылки к библейской мифологии, но скудность их проработки сводит на нет весь возможный подтекст. Ностальгирующие по историям о битве сил небесных, увидят прямую связь между образом и окружением Судьи в исполнении Смита и Папашей Миднайтом из фильма «Константин: Повелитель тьмы», к которому Голдсман когда-то был причастен. Увы, повтор того, удачного антуража оказался не по зубам уже силам земным, а жаль.
Если говорить о центральной линии – аналогия с Белоснежкой проявляет себя в отношении главных героев сильнее всего, потеснив с пьедестала примеренные ими в одной сцене образы Ромео и Джульетты.
Вероятно, история Питера и Беверли задумывалась под девизом «через тернии – к звёздам», и, будем честны, два этих элемента присутствуют, что придаёт ленте некое хрупкое очарование – словно морозные узоры на стекле. Но всё-таки на ум приходит другая известная сказка – там оказавшаяся в руках принца хрустальная туфелька, возможно, подстегнула его чувство к Золушке, здесь же определённого послевкусия фильм после себя не оставляет. Карета по прошествии полуночи обернулась тыквой – съездили разок на бал, и ладно.