Магические парни
В квазиреальности сожительствуют разные сказочные существа – рядом с человеком ходят орки, гоблины, эльфы и прочие ушастые создания. По легенде, много-много лет назад Тёмный лорд объявил человечеству войну, орки встали на его сторону и потерпели поражение. Старые предрассудки быстро не умирают, поэтому с тех пор орки – отбросы общества. В центре внимания два лос-анджелесских копа: орк Ник Джакоби (Джоэл Эджертон) и человек, семьянин Дэрил Уорд (Уилл Смит). Лысого, клыкастого, желтоглазого здоровяка Ника люди ненавидят, потому что чужой и работает на наших, а орки презирают, потому что вроде бы свой, но работает на людей, поэтому тоже чужой. А когда Ник отпускает вооруженного орка, выстрелившего в напарника, уже и Дэрил начинает смотреть на него искоса.
В режиссёрском кресле самого дорогого ($90 млн) фильма Netflix – Дэвид Эйр («Тренировочный день»). Сценарное перо принадлежит Максу Лэндису («Ультраамериканцы»), а камера – россиянину Роману Васьянову, уже работавшему над несколькими картинами Эйра. С художественной точки зрения с фильмом полный порядок: снят и смонтирован классно, визуальные эффекты хороши. В остальном дела обстоят грустно.
Завязка мультижанрового экшена понятная, простая, но любопытная, ибо вечная – ксенофобия. История попахивает «Планетой обезьян», но как только в сюжет вступают третьи силы в погоне за магическим жезлом, до которого может дотронуться только «яркий», то есть избранный, и который способен воскресить Тёмного лорда, фильм потихоньку рассыпается. Сюжет о глобальном заговоре рыхлый, подобный провальному «Отряду самоубийц» того же Эйра с тем же Смитом. Ни одна из сюжетных линий не нова, а историй о полицейских в бегах и полицейском, ворчащем на напарника, вагон и несколько телег.
Хотя самое странное и обидное, что авторы поленились рассказать о придуманной вселенной – изюминке картины, похожей на «Зверополис» для деток постарше. Лишь мимолётно представлены раздражающие людей летающие феи и эльфы, класс отчуждённый и до безобразия богатый. Как и когда на Земле появились сказочные существа или они были всегда, и что мешает им соседствовать друг с другом? Почему в волшебном мире боятся волшебства? Вдобавок есть некое пророчество со вселенским добром и злом. Во как! Но главный конфликт разворачивается между отдельными кланами или даже персонажами.
Попытки сделать крепкую притчу о несправедливости и ксенофобии теряются за экшеном ради экшена, что превращает фильм чуть ли не в пародию. Финал же легко угадать, дескать: «Поглядите! Орки тоже могут работать вместе с нами!».
«Яркость» – прямая пропаганда толерантности, пар которой иссякает уже к середине, а углей уже не хватает. Фильм мог бы быть магическим «Тренировочным днём», но не удалось. Кроме гротескных орков, эльфов, гоблинов и фей, а также разговоров (причём именно разговоров) о классовом расслоении и общественном брожении в картине ничего нет. Здесь явно замахивались то ли на «Пятый элемент», то ли на «Плохих парней», но не получилось ни того, ни другого. Боевик Майкла Бэя на редкость круче, ибо проще.