Горький плач капиталиста

Трагикомедию Майка Уайта «Статус Брэда» можно назвать своеобразным продолжением «Невероятной жизни Уолтера Митти». А если не продолжением, то персонажи обеих картин точно не чужды друг другу. Один – кривое отражение другого. Уолтер – укротитель судьбы и мечтатель, а Брэд – ностальгирующий нытик с сединой на висках.

47-летний Брэд Слоун (Бен Стиллер) отправляется с сыном Троем (Остин Абрамс) на собеседования в солидные университеты. Ещё перед поездкой он мучается от бессонницы, его терзают мысли, что жизнь он прожил впустую, там – не так и тут – не эдак, и что он вообще неудачник. О престижном Гарварде он мог только грезить, а вот сын, даровитый музыкант, вот-вот да поступит. Ревностно Брэд вспоминает близких, но давно невиданных товарищей (эпизодические роли исполняют сам Майк Уайт, Люк Уилсон, Майкл Шин и Джемейн Клемент) – людей удачливых и благополучных, живущих на широкую ногу. Брэд их идеализирует и завидует, остро чувствуя, что проиграл. Дескать, пощеголять-то нечем. Он одержимо себя критикует и в то же время жалеет и оправдывает. Брэд стыдится настоящего, сердится на прошлое и боится будущего.

Невзирая на простоту повествования, как по содержанию, так и по форме, «Статус Брэда» легко и точно иллюстрирует капиталистическое мышление солипсиста, буквально проговаривая мысли вслух – добрая часть истории рассказана закадровым голосом Стиллера. Разъедаемый досадой о загубленных мечтах и надеждах, герой не довольствуется вполне себе умеренной жизнью, а пытается подстроиться под судьбы других людей и идеологию личного обогащения и потребления. Ценности диктуются Брэду материалистами и гедонистами. То есть теми, для кого деньги и удовольствие – смысл жизни. Мол, есть я и мои желания.

Свет на натуру героя проливает эпизод в самолёте. Брэду не удаётся поменять билеты и переместиться в бизнес-класс – серебряная карта оказывается бесполезной. Сын предлагает отцу не раздумывая выкинуть её, но Брэд, хоть и соглашается, не спешит, сомневается, кладёт обратно в кошелек, видимо, с надеждой – вдруг пригодится. А после беседы со знакомой Троя, которая осуждает зацикленность Брэда на безграничных материальных возможностях, оказывается, что ценить нужно не право на шампанское в мягком кресле самолёта, чувство собственной важности и уважение в глазах элитного общества, а красоту момента, в котором живёшь. Принижать свою жизнь и возвышать чужую – бессмысленно. Поэтому Брэдовский кризис – буржуазный и порочный. Соперничество и обогащение – мировоззрение колониального капитализма.

«Статус Брэда» – анекдотичная, задумчивая и меланхолично исполненная драма, кажущаяся комедией в противоречивых размышлениях одинокого персонажа, чьё самобичевание совершенно правдивое и искреннее и до возмущения нелепое. Юмор лёгкий, меткий, без унижения героя, который одновременно жалуется на жизненный застой и якобы отсутствие достижений. Брэд тихо и цинично раздумывает, чего добился, кем мог и кем хотел стать. Впрочем, подчас он всё же осознаёт, что гордится своим выбором – семьёй и верностью нравственным ориентирам. Здесь нет злобы и нахальства, ибо в рассудительности и кроется зрелость картины, оформленной ноющими, неблагозвучными и иногда игривыми струнными, похожими на скрежет по душе.

Кино-размышление Майка Уайта даёт поистине полную иллюстрацию кризиса среднего возраста: когда время бежит, ты не молодеешь, но ещё хватает сил и ума признать в жизни то, что действительно имеет значение.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here