Нехорошая вода для прекрасной дамы
Понятие «отечественный хоррор» давно уже пугает само по себе. «Дизлайк», «Пиковая дама», «Владение 18», «Юленька» – чувствуете, как холодок пробежал по спине? В таких фильмах вы наверняка встретите наш «любимый» набор – актёры, которые не умеют играть, хлипкий сценарий (или его отсутствие), странного ребёнка, которого зачем-то позвали в фильм делать страшные глаза, сумасшедшую старуху (вероятно, это уборщица) и группу молодых или не очень актёров, у которых после этого фильма будет всё позади. Отечественный кинематограф, растеряв всю советскую и постсоветскую жуть «Декораторов» и прочих шедевров ушедших лет, никак не определится, во что он играет и какие тут вообще правила.
Фильм «Чёрная вода» Романа Каримова – проект с очень непростой судьбой, тоже отчего-то описывается критиками как «хоррор», однако сам Каримов с ними не очень согласен и просит называть это «просто артхаусом». Да и вообще успел уже откреститься от того, что вышло на экраны, как и его тёзка Волобуев от своего «Блокбастера». Тоже какая-то, прямо скажем, мистика.
Сюжет в «Чёрной воде» незатейлив: недавно «уволившийся из рядов» Максим (Дмитрий Богдан) забирает из наркологической клиники сводного брата – молчаливого и хмурого Петра (Евгений Алехин). Оказывается, что Максим непонятно почему приобрёл в одной из деревень старое ржавое судно и теперь намерен его починить для дальнейшей перепродажи. За братьями в это нелёгкое путешествие увязывается очередная девушка Максима по имени Полина (Ирина Старшенбаум) – Максим сообщает брату о ней лишь то, что она «девяносто четвёртого года выпуска» и на любовь всей жизни явно не тянет.
В деревне, где на речке стоит купленное судно, выяснится, что жители тут очень странные и имеют привычку разделывать свиней и разбрасывать после мясо в воду поутру. Некоторые из них верят, что река проклята, потому что на судне случился пожар и погибли дети, чьи духи теперь живут в воде, а сама вода – отравлена. Ещё в деревне традиционно не ловит мобильная связь, нет ни одного магазина, и только одинокий дед Борис бродит вокруг приезжих и миролюбиво рассказывает про какую-то аварию на заводе и не очень приветливых местных.
Спустя время выяснится, что Полина кажется Максиму городской дурочкой, которая не в состоянии сделать ничего путного. Полина уходит в ночь на соседний корабль, где празднуется свадьба и под утро таинственно (вместе с той же свадьбой) исчезает. Поиски поначалу бесплодны, но потом Пётр находит девушку – и с этого момента уже нельзя быть в полной мере уверенным, кто из героев сошёл с ума, Полина ли это вернулась или водяная ведьма, наглотавшаяся «плохой» воды, сошёл ли с ума Пётр и насколько может измениться бесчувственный и резкий как пуля Максим, если, конечно, вообще может.
Не секрет, что у «Чёрной воды» изначально был совсем другой сценарий – герои ехали в деревню не за случайно купленным главным героем ржавым корытом (спрашивается, зачем оно ему сдалось?), а, будучи экологами-энтузиастами, брать пробы воды из реки, которая, по словам местных, давно какая-то странная. У проекта был другой, более приятный бюджет и им занимались совершенно другие люди – но, как водится, бюджеты утекли, и продюсер Андрей Новиков пригласил в режиссёрское кресло Каримова, который сценарий переписал и вообще пересмотрел историю с другого боку.
В итоге «Воду» впервые показали в прошлом году на фестивале «Окно в Европу» в Выборге, где он шёл перед «Дизлайком»; позже выяснилось, что режиссёр не видел финального монтажа и, поразившись результату, вовсе расхотел иметь отношение к проекту, после чего ему якобы пригрозили отсутствием гонораров.
В самом деле, ситуация, мягко говоря, неприятная. Фильм всё же вышел с фамилией Каримова в титрах, но история во многом выходит знаковой для ситуации на отечественном кинорынке. Казалось бы, никакой мистики, только бизнес, однако – проект для режиссёра вышел во всех смыслах «проклятым». Умер близкий родственник, перелом ноги с заражением крови, испортились отношения с девушкой. В прокат фильм попал только сейчас и вышел очень неровным, как и следовало ожидать от проекта с такой судьбой.
В получившемся кино действительно много неудачного – оператор Дмитрий Горбачевский, приложивший руку к нашумевшим «Детям против волшебников», кажется, наконец-то оказался «у дел». Он вовсю снимает зловещий туман, клубящийся над мелкой речкой, да загадочную героиню Старшенбаум с почти чёрными, как та вода, глазами – больше похвалить операторскую работу здесь не за что. Красота кадра в российской глубинке, на которой можно было бы «выехать», как сделал вышеупомянутый Волобуев в «Холодном фронте», здесь попросту уныла и напоминает любой кадр из сериала по телеканалу «Россия». Оттуда же родом и некоторые диалоги персонажей, их реакция на определённые события и в целом общий антураж – в итоге зрелище совсем не выглядит на то, что обычно делает Каримов.
Сценарно история выглядит более-менее связно, однако раскрыться ей не даёт вечная недосказанность, не самая удачная детективная линия и совершенно смазанный, хоть и очень лиричный, финал. Впрочем, режиссёр не раз признавал, что любит эксперименты и старается «разбавлять» своё комедийное творчество чем-то новым. Творить, лишь бы никто не мешал – отличный девиз, который лишний раз доказывает – при обратных условиях получается какая-то мутная жижа.