Нежный возраст

Укушенный во всем известной предыстории радиоактивным пауком Питер Паркер (Том Холланд) живёт обычной жизнью умного подростка в голливудском фильме. Он дружит с толстым мальчиком (альтернативой мог бы стать мальчик в очках, если очень экзотично, то мальчик-заика), влюблён в красивую девочку, подвергается нападкам идиотов и, поскольку Питер хороший, как юный пионер из клятвы, то мечтает спасать мир, желательно – прямо сейчас, а не когда вырастет.

В последнем эпизоде сериала о Мстителях под названием «Marvel зарабатывает миллиарды» Питер успел проявить супергеройский потенциал. Поэтому в его сольном проекте кратко упоминаются события с участием Капитана Америки (Крис Эванс), ныне объявленного военным преступником, что не мешает крутить в школах назидательные ролики с его участием. А Питера берёт под крыло Тони Старк (Роберт Дауни-мл.), поручивший своему помощнику Хэппи Хогану (Джон Фавро) приглядывать за одарённым пацаном. Хэппи приглядывает: раздражается на молодой энтузиазм Питера и всячески даёт тому понять, что молоко на губах ещё не обсохло. Паучок рвётся в бой, но взрослые дяди не дают ему серьёзных заданий и не платят больших денег (как выяснилось в фильме, супергерои если и не получают зарплату, то работают как честные фрилансеры за гонорар). Поэтому мальчик пока показывает старушкам дорогу, преследует похитителей велосипедов и в целом ближе к людям, чем небожители из команды Мстителей.

Злодей тоже подобран Питеру по росту: строитель-прораб Эдриан Тумс (Майкл Китон). Он даже не очень злой и сам частично пострадавший, причём от капиталистической деятельности Тони Старка. Корпорация последнего выперла маленькую бригаду Тумса с уборки инопланетного мусора, оставшегося от разборок Мстителей с мировой угрозой.

Сама личность злодея – не безумного учёного или какого-нибудь вытащенного из заморозки ретроспективного супернациста, а просто работяги и семейного человека, – задаёт фильму режиссёра Джона Уоттса, работавшего пока лишь в малобюджетном кино, очень редкий и оттого ещё более ценный для супергеройского блокбастера приземлённый тон. В частности, мальчик-идиот называет Питера «Пенисом Паркером».

В фильме не размахивают флагами и звёздно-полосатыми щитами, и даже музыка, которую включают в самые ответственные моменты, не звучит так, будто от зрителя требуют, чтобы он встал на время исполнения супергеройского гимна.

На Питера орёт во дворе возмущённая общественность, потревоженная очередным припадком его героизма; первый костюм Паучка не отличается от того, что соорудил себе юный задрот из фильма «Пипец»; быть крутым Питера учит не только Железный человек, но и пацан с раёна в спортивных штанах, а стены мира нового «Человека-паука» не обтравлены CGI до полной потери связи с реальностью.

Половина фильма и вовсе больше напоминает старые добрые ленты Джона Хьюза. На них и ориентировались создатели в описании ежедневного существования простого американского школьника, который ездит на олимпиады и готовится к балу выпускников, стесняясь пригласить нравящуюся девочку так же обаятельно, как юный волшебник-очкарик в самой реалистичной части поттерианы.

Здесь много и с удовольствием шутят, причём значительно лучше, чем в большинстве тех современных фильмов, чья трагедия в том, что они считают себя комедиями. Экшен-сцен мало и они не потрясают воображение масштабом, и это хорошо: нагромождение Пелиона на Оссу успело приесться на тех фильмах, за которыми прибирался персонаж Майкла Китона. Тут ему выдали крылья, и после «Бёрдмена» это почти выглядит тонкой постмодернистской остротой. У Китона даже есть одна сцена, достойная его актёрского мастерства.

Тому Холланду, конечно, не 15 лет, как его персонажу, но и не под тридцать, как было Тоби Магуайру и Эндрю Гарфилду, ранее воплощавшим Паучка на экране. Он немного молодится и слегка сдерживает свои возможности, поскольку это всё-таки многомиллионный фильм-трюк о человеке в трико, а не суровый драматический артхаус «На краю зимы», где Холланд отлично сыграл в прошлом году. Но в той самой сцене, которая даёт развернуться Китону, молодой актёр выступает для него достойным партнёром и выдаёт что-то вроде light-версии гениального перфоманса Вигго Мортенсена, за несколько секунд меняющего шкуру на зрительских глазах в «Истории насилия» Дэвида Кроненберга.

Джон Уоттс определённо не ставил цели снять историю взросления – комедийную или серьёзную. Поэтому фильм получился просто с молодой душой, симпатичным главным героем, небанальным злодеем и понятной проблематикой: как сделать так, чтобы сильные мира сего к тебе прислушались или хотя бы не мешали жить.

Правда, теперь Человек-паук вписан во вселенную Marvel, и существуют все шансы, что его нежную юность кинут в горнило гражданской войны с Человеком-муравьем или заставят стоять на подхвате щита у Капитана Америки, когда тот перевоспитается под фанфары. Но об этих ужасах кассового супергероизма тем славным летним днём, когда вы посмотрите этот славный летний фильм, пока можно позволить себе не думать.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here