Вьюга-то как разыгралась! К весне!

В ноябре исполняется шестьдесят лет со дня выхода на экраны одной из самых популярных отечественных мелодрам «Весна на Заречной улице». Сценарий истории любви юной учительницы школы рабочей молодёжи и её ученика сложился в голове Марлена Хуциева ещё в начале 50-х годов, когда, закончив институт кинематографии, молодой режиссёр был направлен на Одесскую киностудию.


Советский кинематограф того времени не мог похвастать особым разнообразием. С фильмами на военную и послевоенную тематику – «Далеко от Москвы», «В мирные дни», «Кавалер Золотой Звезды» – соседствовали биографические фильмы – «Жуковский», «Мусоргский», «Белинский», «Тарас Шевченко», «Композитор Глинка». Ещё были мелодрамы и комедии производственного толка – «Сельский врач», «Спортивная честь», «Щедрое лето». Все они существовали в рамках заданной идеологии, были призваны нести воспитательную функцию для советского зрителя.

Весна на Заречной улице

Отличие «Весны на Заречной улице» от фильмов тех лет, прежде всего, в наличии яркой лирической составляющей и явлении нового типа героя, глубоко чувствующего и любящего современника, а не бесстрашного, идеологически верного бойца. Как указывает кинокритик Сергей Кудрявцев, «именно эта картина стала своеобразной точкой отсчёта для кинематографа, который наконец-то повернулся лицом к современности». Таким героем-современником стал бесстрашный и гордый ударник труда Саша Савченко.

Начальный вариант сценария «Весны» не был принят к постановке, и Хуциеву пришлось дорабатывать практически готовый материал вместе с Феликсом Миронером, его соавтором по дипломному фильму.

Съёмки начались в 1953 году, а премьера «Весны» состоялась 26 ноября 1956 года. Большая часть съёмочного процесса прошла в Запорожье, некоторые сцены снимались в Одессе.

Весна на Заречной улице

Поворотным моментом в жизни героя оказывается встреча с выпускницей пединститута Татьяной Сергеевной Левченко, направленной в вечернюю школу, где учатся молодые рабочие комбината. Именно любовь, а не труд облагораживает главного героя изнутри, раскрывает душу и помогает в дальнейшем личностном росте. Для советского кинематографа тех лет тема любви не была определяющей, главное было показать, как закаляется характер героя на фоне социальных сдвигов и бурь. Заслуга «Весны» как раз состоит в выдвижении личной жизни героев на первый план.

Любопытный факт: в картине дебютировал выпускник ВГИКа, тогда ещё никому не известный актёр Николай Рыбников. Роль Саши Савченко принесла Рыбникову признание и «звёздный» статус. Впоследствии образ обаятельного трудяги и честного рубахи-парня стал визитной карточкой актёра. Именно благодаря пронзительному исполнению Рыбниковым песни «Когда весна придёт» на стихи Алексея Фатьянова и музыку Бориса Мокроусова, мелодия приобрела большую известность, став одной из самых широко известных советских песен из кинофильмов.

Весна на Заречной улице

Но фильм вряд ли фильм получился бы таким трогательным и честным, если бы не лирический образ главной героини, учительницы Татьяны Сергеевны, которую сыграла, как ни странно, непрофессиональная актриса Нина Иванова. По мнению Хуциева, подлинные чувства и неподдельные эмоции могла изобразить именно неподготовленная исполнительница. Хуциев оказался прав – образ тонкой, немного наивной, интеллигентной, чувствительной и удивительно цельной выпускницы пединститута Татьяны Сергеевны моментально нашёл отклик в сердцах зрителей всех возрастов.

Помимо лирики в фильме подробно показан труд, быт, традиции, поведение послевоенной, главным образом рабочей, молодёжи. Ведение общего быта, песни под гитару, трудовые будни сталеваров, учёба и работа молодых, преисполненных надежд на светлое будущее героев – всё это делало фильм близким и понятным зрителю. Основной конфликт картины построен как раз на разнице в образовании и бытовом восприятии двух влюблённых героев. В одной из сцен Савченко ошибочно принимает фотографию Блока в комнате Татьяны Сергеевны за её столичного ухажёра, а молодой учительнице оказывается чужда грубоватая рабочая среда её учеников.

Весна на Заречной улице

После выхода на экраны фильм мгновенно разлетелся на цитаты: «Уж коли берёшься писать на доске, то пиши так, чтоб ни мы, ни доска не краснели», «Учение, конечно, свет, только на нашей улице и так фонари хорошо горят», «Люди ради любви горы ворочают, а ты боишься до школы сто метров пройти». Кинокритика также не осталась в стороне, отметив высокий уровень режиссуры фильма, а также блестящую операторскую работу Петра Тодоровского, мастерски чередовавшего общие и индивидуальные планы.

Так, Тодоровский придумал показать крупным планом лицо героя Рыбникова, когда тот запирает дверь класса, где преподаёт Татьяна Сергеевна и не пускает учеников, чтобы, наконец, сделать самое главное в своей жизни признание. Резкий наплыв кинокамеры на лица актёров позволяет чётче показать их чувства – испуг и смятение Татьяны Сергеевны, решительность и страсть в глазах Савченко – и передаёт общую лихорадочную атмосферу, в которой родилось первое неловкое любовное признание.

Весна на Заречной улице

«Весна на Заречной улице» относится к тому типу фильмов, о которых можно писать долго и подробно, но самый главный секрет фильма прост. Он заключается в его универсальности и потрясающей честности по отношению к зрителю. Ведь, по сути, жизнь – это один большой экзамен, в котором иногда надо ставить точку, иногда запятую, но чаще всего многоточие. «Многоточие ставится в конце предложения или целого рассказа, когда он не закончен и многое ещё осталось впереди…». Простая пронзительная история любви молодого сталевара и учительницы вечерней школы вот уже много поколений с нами. И надеемся, ещё ждёт нас впереди…

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here