Театр одного актёра
«Изгой» – фильм, кишащий противоречиями. Он стремится быть предельно реалистичным, но при этом его завязка происходит в карикатурной Москве, в которой не был бы лишним милиционер Иван Данко из «Красной жары». Он старается подробно показать, как бы на самом деле выживал человек, попавший на необитаемый остров после авиакатастрофы, но как только начинается самое интересное, он ограничивается титром «четыре года спустя». Он содержит ряд моментов, от которых захватывает дух, а также множество сцен, на которых гораздо интереснее смотреть на часы. Назвать его плохим язык не повернётся, но и хвалить его не так легко, как хотелось бы.
После «Контакта», который с переменным успехом пытался объять необъятное, «Изгой» рассказывает ободряюще простую историю: помешанный на пунктуальности менеджер Federal Express Чак Ноланд (Том Хэнкс) отправляется в незапланированную командировку в канун Рождества, оставив в родном Мемфисе свою пассию Келли (Хелен Хант), которой он делает предложение. Но по пути его самолёт попадает в шторм и падает где-то в Тихом океане. Чак чудом спасается и попадает на необитаемый остров, где изо всех сил пытается выжить и не потерять рассудок.
Современная интерпретация истории о Робинзоне Крузо, да ещё и в исполнении одного из лучших актёров всех времён под руководством одного из самых изобретательных режиссёров современности – идея по умолчанию заманчивая. И нельзя не признать, что изображение жизни на острове в «Изгое» приятно удивляет своей простотой, напоминая документальный фильм о дикой природе: музыка в этой секции фильма отсутствует, большую часть времени Чак не говорит ни слова, а в своих попытках добыть еду, огонь и инструменты он похож на первобытного человека, открывающего для себя чудеса этого мира. Но всё хорошо в меру, и когда пять минут приходится наблюдать за тем, как человек трёт друг о друга два куска дерева, даже Том Хэнкс не в силах спасти от скуки.
Хотя всё остальное Хэнкс может, и ещё как. Удерживать внимание зрителя практически полностью в одиночку – сложнейшая задача и, вероятно, самое суровое испытание для любого актёра. Но Хэнкс справляется с ним блестяще, моментально вызывая симпатию и сочувствие. Без лишней театральности он демонстрирует физическую и душевную трансформацию своего героя, превращая лучшие моменты «Изгоя» в экзистенциальную драму о человеке, который во всех смыслах потерялся в своей жизни, но вынужден идти дальше, в неизвестность. Невозможно представить другого актёра, который смог бы справиться с такой ролью так же хорошо.
Но, несмотря на тяжёлый труд всех участников, по истечении своих двух с половиной часов «Изгой» оставляет ощущение некоторой «недожатости». Что именно хотели показать Роберт Земекис и сценарист Уильям Бройлз-мл. («Аполлон 13») – захватывающую историю о выживании или исследование человеческой способности к адаптации и необходимости уметь вовремя отбросить свои привязанности – остаётся непонятно. В итоге фильм превращается в бракованный воздушный шарик из анекдота – он отлично выглядит и сделан с любовью, но не радует.
Вердикт: Том Хэнкс в очередной раз демонстрирует, что ему под силу любой материал. К сожалению, всё остальное в фильме не дотягивает до его уровня.
8 |
6 |
6 |