С самого начала своего появления Голливуд устанавливает стандарты женской красоты. Кинематограф диктует женщинам, как причесываться, во что наряжаться, в какой цвет красить волосы и кем, собственно, быть: простушкой-пастушкой, роковой женщиной или железной бизнес-леди.

Подчиняться ли голливудскому диктату или гнуть свою линию – ваш личный выбор. Да и сама Фабрика Грёз, возможно, не столько навязывает и требует, сколько отображает реальную жизнь и дух времени. О том, как менялся идеал красоты, начиная с большеглазых девочек-женщин чёрно-белых фильмов до наших дней, вы узнаете на примерах кинозвёзд, олицетворяющих каждую эру в кино.

Заря синематографа: век невинности

Лиллиан Гиш была одной из королев немого кино на заре его становления. Идеал того времени – юная невинность, безобидный и трогательный облик, больше соответствующий девочкам, чем взрослым женщинам.

Большие наивные глаза, крошечный ротик-бутончик, романтические кудри и тоненькие, хрупкие, почти не развитые тела в облаках кружев, размывающих очертания фигуры. Девушка-мечта, женщина-загадка, поэтическая героиня, приходящая в видениях и снах.

1920-е: девушка великого Гэтсби

Эмансипированные девушки-флапперы «ревущих двадцатых» остригли волосы «под мальчика», уселись за руль автомобилей и лихо разъезжали на велосипедах. Они купались и нежились под солнцем с благословения кутюрье Коко Шанель, которая ввела моду на загар. И, конечно, модницы двадцатых годов танцевали с ночи до утра.

Кинозвезда Клара Боу известна как первая It-girl в истории. Её иконический стиль – ультрамодная и ставшая навсегда популярной стрижка «боб», драматические «падающие» брови и маленький яркий рот, с которого сыпались саркастичные ремарки. Несмотря на круглое личико и большие глаза, она кажется не по-детски наивной, а вызывающей и дерзкой. Поэтичные настроения остались в прошлом, эта барышня скорее скажет кавалеру: «Хамите, парниша!»

1930-е: платиновая блондинка

Золотая эра Голливуда подарила миру множество легендарных кинозвёзд, среди которых особенно ярко сияет Джин Харлоу – из-за неё женщины бросились вытравлять волосы, чтобы приобрести вожделенный платиновый оттенок локонов. Эксцентричный миллионер Говард Хьюз даже назначил приз 10 000 долларов тому, кто сумеет изобрести краску для волос того же оттенка, что у белокурой дивы.

Её белоснежные платья символизировали не невинность и чистоту, а чувственность. Наряды подчеркивали пышные женственные формы, а на губах, накрашенных ярко-красной помадой, сияла соблазнительная улыбка, которую сейчас, увы, назвали бы глуповатой.

1940-е: жизнерадостная женственность

Героини тридцатых манили зрителей в мир роскоши и богатства, где светские львицы потягивают шампанское, ссорятся со своими мужьями из-за блондинок-секретарш и носят наряды, которые простые парни времён Великой Депрессии смогли бы подарить своим женщинам, только ограбив банк.

Вторая мировая война изменила и мужчин, и женщин.

Высокая, стройная, длинноногая Рита Хейворт – доброжелательная богиня, словно спустившаяся с пьедестала к простым смертным. Копна рыжих волос, блестящие губы, открытый взгляд и улыбка создали образ женщины, которая не пугала мужчин роковой красотой, а приветствовала поколение, пережившее войну и вернувшееся к мирной жизни.

1950-е: снежная королева

Ледяные блондинки Альфреда Хичкока отражали требования эпохи: женщина должна быть настоящей леди – ухоженной, элегантной, сдержанной и совершенно декоративной, чтобы украшать собой дом и жизнь мужчины.

Ставшая принцессой Грейс Келли – настоящая Леди Совершенство пятидесятых, чья безупречная красота служит трофеем. Тонкая талия, крошечные ручки, голубые глаза и аккуратно уложенные в изящную прическу золотистые волосы творят образ, словно сошедший с эскиза модного дизайнера.

Неудивительно, что за этими женщинами-аксессуарами тянулся тревожный шлейф, связанный с убийствами и обманом, так часто встречавшимися в фильмах Хичкока. Ведь даже самая прекрасная кукла всё равно ненастоящая и оказывается совсем не тем, чем хочет выглядеть.

1960-е: и Бог создал женщину

Пока мир моды сходил с ума по худышке Твигги, кинематограф активно продвигал противоположный стандарт женщин с формами, у которых большим было всё. Глаза, губы, пышные бюсты, крутые бедра, роскошные волосы и густые брови.

Наряду с великолепными итальянками Софи Лорен и Джиной Лоллобриджидой, женственную сексуальность воплощала Элизабет Тейлор, чьи фиалковые глаза с «египетской подводкой» покоряли в «Клеопатре».

Фильм провалился в прокате, но красота Тейлор создала ещё один легендарный образ – женщины неотразимой соблазнительности, использующей всё, щедро данное ей природой.

1970-е: brainy is a new sexy

В семидесятые женщины, наконец, сделались равноправными интеллектуальными партнёрами мужчин на экране. Причём за работой их ума стояли не коварные желания femme fatale получить «двойную страховку» или избавиться от надоевшего мужа. Женщины стали самостоятельными, в мире постепенно поднималась вторая волна феминизма.

Чтобы считаться красивой, больше не требовалось выглядеть идеальной леди, которая боится показаться в обществе без маскообразного макияжа, укладки волосок к волоску и на обязательных каблуках.

Звезда легендарного фильма Вуди Аллена «Энни Холл» Дайан Китон стала символом новой эры. Худощавая, подвижная, со свободно распущенными волосами, с выделенными карандашом глазами вместо ярких сексуальных губ, она сделала популярными брючные костюмы и другие детали мужского гардероба, способствующие женской раскрепощённости и свободе.

1980-е: красота и здоровье

Пока мир повально увлекался аэробикой, пугался ужасов СПИДа и привыкал к морковному соку, в моду вошли красавицы, подходящие для рекламы здорового образа жизни.

Чистая кожа, настоящий или созданный благодаря косметике румянец, каскад пышных волос и фигура, предполагающая, что девушка в состоянии поднять гантели и при этом не сломаться пополам.

Цветущая «американская» сексуальность Ким Бейсингер соответствовала стандарту здоровой атлетической красоты, а взгляд с поволокой и вечно приоткрытый пухлый рот прекрасно подходили для культивируемых в кинематографе 80-х эротических фантазий.

1990-е: Smells like teen spirit

Начало 90-х ещё отражало заимствованную из «здоровой» эры красоту в стиле сериала «Спасатели Малибу»: большая грудь, длинные волосы, красные купальники и показная эротичность, которую воплощала Памела Андерсон. Но с приходом музыки гранж и вошедшего в моду «героинового шика» всё изменилось.

Девушки 90-х были худенькими, как мальчики-подростки, носили причёски «только что с постели» и либо совсем не пользовались косметикой, либо наносили на бледное лицо сразу всё, что имели, для создания серьёзных, даже угрюмых образов, говорящих о том, что мир катится в ад.

Никто не делал этого лучше, чем Вайнона Райдер – икона поколения, невеста Джонни Деппа, черноволосый эльф, чья полудетская хрупкость напоминала о далёкой эпохе кинематографического детства.

2000-е: моё тело – бомба

Неприкрытая, вызывающая, поданная на блюдечке эротика, вновь вошедшие в моду пышные формы (но при груди от 3-го размера полагается иметь тонкую талию), идеальная кожа и макияж, словно выполненный в программе Photoshop.

Несмотря на разговоры о естественной красоте в модных журналах и рекламе, требования к женской внешности ещё никогда не были настолько высокими, как в двухтысячных.

Главная секс-бомба мирового кино Скарлетт Йоханссон – женщина с обложки, чья глянцевая, отполированная, откровенная красота служит эталоном в эпоху, когда кинозвёзды выглядят так же, как модели из журнала Playboy.

2010-е: девушки бывают разные…

Выбор идеала красоты велик сейчас, как никогда.

Богиня хипстеров Зои Дешанель с круглыми детскими голубыми глазами. Эми Адамс, чьи рыжие волосы проделали эволюцию от сказочных кудрей принцессы Жизель «Зачарованной» до распутных локонов прекрасной обманщицы, щеголяющей в открытых нарядах 70-х в «Афере по-американски». Томная Кристен Стюарт с вечно затуманенным взором.

Звезда «Голодных игр» Дженнифер Лоренс, меняющая стиль от фильма к фильму, но везде отличающаяся здоровым видом, телесной крепостью и женственными формами. Интеллектуалка и феминистка Эмма Уотсон, считающаяся новой иконой стиля. Любопытно, что именно её сдержанная внешность была выбрана для главной героини диснеевской экранизации «Красавицы и чудовища», ожидаемой в 2017 году.

Отдельно хочется выделить кенийскую актрису Люпиту Нионго, уже отмеченную «Оскаром». Модные бренды одежды наперебой кинулись звать темнокожую красавицу в свою рекламу. Их несложно понять: Люпиту отличает безусловное яркое обаяние. Никто не скажет «нет», глядя в это милое лицо с ослепительной доброжелательной улыбкой.

4 КОММЕНТАРИИ

  1. Ваши статьи — радость и счастье. Через них уже даже известную, вроде как, информацию воспринимаешь совершенно иначе, все расставляется по полочкам и хочется узнать еще больше)) Познавательно и интересно прочитать.

    Спасибо огромное! <3

  2. «облик, больше СООТВЕТСТВУЮЩИЙ девочкам»…. «яркий рот, С которого сыпались» … серьезно?

  3. «Кинематограф диктует женщинам»… «Подчиняться ли голливудскому диктату»…. и пр.
    Какое странное утверждение. Женщинам если кто-то что-то и диктует, то либо реальные люди прямым текстом, либо воображаемые голоса в головах этих женщин. Ни кинематограф, ни Голливуд тут ни при чем.

  4. Интересная статья, но далеко не исчерпывающая. Я как раз пишу исследование на данную тему. Могу со многими утверждениями поспорить. Например — женщины-вамп на заре кинематографа. Какая там вообще невинность. Этот атрибут, скорее, относится к героиням Гриффита

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here