Подтверждение

Яблочко от яблони

«Благословите меня, святой отец, ибо я согрешил. Я солгал родителям, украл… много чего, я завидовал, я использовал плохие слова, я не был в церкви… Я не должен был врать полицейскому и наставлять пистолет на Майка… Что ещё? Дайте подумать…» Оставляя восьмилетнего сына на выходные у родного отца, мать и представить себе не могла, чем всё обернётся. Предчувствовала, конечно, что алкоголик, с которым она давно развелась, как следует не покормит ребёнка или забудет отвезти на исповедь, но что между ними возникнет взаимопонимание или они – не дай бог – хорошо проведут время вместе, это просто ни в какие ворота не лезет!

Впрочем, первое, что требуется пояснить: «Подтверждение» – никакая не комедия. Несмотря на то, что сюжет вполне способствует возникновению разного рода комичных сцен (простодушный мальчик + безработный пьяница + полукриминальный район) и режиссёр с самого начала берёт лёгкую ноту в повествовании, непосредственно шуток в этой истории днём с огнём не сыскать. Есть забавно-горькие ситуации («пацанские» наезды на благопристойных граждан в поисках украденного сундука с инструментами), есть ироничное замалчивание («Я бы сказал, выходные прошли довольно скучно»), есть намеренное лукавство («Я забыл, что у машины не работают тормоза»), но нет никакого желания смеяться над героями. Клайв Оуэн на пару с юным Джейденом Либерером выдают настолько серьёзную игру, что все их злоключения воспринимаются не иначе как путь друг к другу. Да и Боба Нельсона занимают, скорее, многозначительные диалоги, чем возможности поострить или развлечься.

Кажется, чему хорошему может научить отец, от которого приходится прятать бутылку и у которого нет денег даже на гамбургер? Но Клайв Оуэн, с неподдельной грустью рассматривающий плохо сделанный дверной косяк и сокрушающийся о будущем Америки, вызывает симпатию к своему герою! Он искренен с сыном и готов, в отличие от «правильной» матери, выслушать собственные мысли мальчика. Совершенно ненавязчиво он внушает ему уважение к ручному труду, к человеческому умению сотворить что-то, а не просто купить. Джейден Либерер, в свою очередь, естественен и обаятелен: восьмилетний Энтони многое подмечает, поступает мудрее некоторых взрослых и задаётся важными вопросами. Его непосредственность и проницательность располагают к себе уже в начальной сцене беседы со священником, и чем дальше двигается сюжет, тем чаще хочется держать за него кулачки. Хочется слушать его рассуждения о боге, наблюдать за его решимостью «стоять за своих», поражаться его хитроумному – но такому благонамеренному – обману. Хочется, чтобы отец и сын не потеряли ту тонкую нить – хоть и причудливо протянувшуюся сквозь «угрозы местному централу» – но в итоге связавшую их надеждой на следующие выходные.

Название фильма недвусмысленно указывает на связь с отцом – если не Всевышним, то земным, – к которой приходишь уже в сознательном возрасте. Шальные выходные превращаются в конфирмацию отношений, формально начавшихся при рождении, но по-настоящему раскрывшихся лишь во время совместных трудностей. Здесь, однако, режиссёр избегает душещипательного драматизма и сохраняет тот непринуждённый тон, с которого всё начиналось. Экзистенциальные сомнения мальчика нисколько не мешают ему бодро двигаться к цели и с любопытством заглядывать в глаза окружающим. Пагубная привычка отца, его депрессивные наклонности и причины развода лишь бросают тень на события, но не вскрываются до конца. Картина смотрится легко, несмотря на серьёзность поднимаемых тем и профессионализм актёров. Не исключено, что именно благодаря последнему «Подтверждение» кажется таким простым, естественным и приятным.

Вердикт: Приятная, ненавязчивая история об отношениях отца и сына.

5

6

7

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here