Анна Готье и Жан-Луи Дюрок волей судьбы оказываются в одно время и в одном месте. Их объединяет общая беда – она потеряла мужа, а его жена покончила жизнь самоубийством. Однажды они встречаются. Так между героями вспыхивает взаимное притяжение, которое постепенно перерастает в нечто большее.

Режиссёра Клода Лелуша, можно с уверенностью назвать баловнем судьбы. В 8 лет в подарок от отца он получил свою первую 8-миллиметровую камеру. Затем, воспользовавшись советами знакомого родителей, оператора по профессии, юный Лелуш смонтировал документальный фильм о войне – «Зло века». Родители настаивали, чтобы сын отправил картину на Каннский фестиваль, и, о чудо, в 14 лет молодой режиссёр удостоился своей первой награды за «Лучший дебют». Это стало отправной точкой творческой деятельности с головокружительными взлётами и серьёзными падениями.

Мужчина и женщина

В течение своей кинематографической карьеры Клод Лелуш стал режиссёром нескольких десятков фильмов. Но ценители творчества француза связывают его имя с одной-единственной картиной – «Мужчина и женщина».

Любопытно, что идея снимать и продюсировать собственное, взрослое, полноценное кино пришла в голову Лелушу в Москве во время съёмок документального фильма. Работа «Когда поднимается занавес» принесла постановщику неплохой заработок и возможность снять картину на любой вкус и цвет.

Идея будущего фильма была навеяна пасмурным днём в Довиле, когда Лелуш увидел одинокую женскую фигуру, прогуливавшуюся по пляжу. Сценарий он написал довольно быстро, совместно со своим другом Пьером Юйттерхувеном, сценаристом. Название родилось не сразу. Лелуш долго думал, вокруг чего крутится сюжет и вообще о чём фильм. О любви, конечно же. О любви, возникшей между мужчиной и женщиной. Так пусть фильм и будет называться «Мужчина и женщина». По сей день картина является образчиком идеальной истории о любви, вдохновляющей, заставляющей думать, плакать, сопереживать и любить.

Мужчина и женщина

По тем временам фильм был снят довольно оригинально, и теперь многие режиссёры используют новаторства Лелуша в своих картинах. Речь о том, что некоторые сцены сняты на чёрно-белую пленку, хотя к 60-м годам вовсю расцвело цветное кино. Натурные сцены режиссёр снял в цвете, а интерьеры – в чёрно-белом изображении. Современный зритель видит в этом красивый художественный приём, но на деле Лелуш пошёл на такую хитрость, чтобы не выходить за рамки бюджета, ведь цветная плёнка стоила довольно больших денег.

Важную роль Клод Лелуш отвёл и музыкальному сопровождению фильма. Композиции поистине прекрасны и узнаваемы многими зрителями. Музыка, одновременно и грустная, и ритмичная, пронизывающая и приятная. Композитор – Франсис Лей, ни разу не работавший до этого в кино, «маленький человек с аккордеоном», при первой же встрече с режиссёром сыграл «ту самую музыку».

Мужчина и женщина

То, при каких условиях будет развиваться роман главных героев, выяснялось уже в процессе съёмок. Монтировалась картина сутками напролёт и изначально должна была раза в два превосходить длительность окончательно варианта. Лелуш бесконечно вырезал сцены, переставлял их местами. Жан-Луи Трентиньян дал своё согласие играть в фильме, не прочитав даже сценария, поскольку как такового его и не было. Дописывалось и придумывалось всё буквально на ходу. Крайне интересно, что зачастую актёрам приходилось импровизировать, и большая часть фильма снималась без каких-либо репетиций. Всё практически с одного дубля. Обоих главных героев Лелуш инструктировал отдельно, поэтому многие реплики и действия оказывались для них в итоге крайне неожиданными. «Делай, как посчитаешь нужным» – главная установка на съёмочной площадке.

Изначально планировалось, что главный мужской персонаж будет доктором, но Трентиньян внёс свою лепту (он и его отец были профессиональными автогонщиками), и в итоге мы видим невероятный тандем помощницы режиссёра и звезды автогонок.

Мужчина и женщина

Отдельно хочется отметить героиню Анук Эме. Утончённая, грациозная, самодостаточная и элегантная женщина. Актриса идеально подошла на эту роль; любимица Феллини, звезда мирового уровня… Лелуш до последнего не верил в то, что Эме согласится сниматься, но ситуацию спас Трентиньян, чьей подругой оказалась актриса. Что касается Жана-Луи, на тот момент он был только-только восходящей звездой, но в то же время прославленным гонщиком, красивым парнем, мечтой многих дам. Лелуш снял несколько очень эффектных сцен во время поездок по автодрому, а также ралли в Монте-Карло (режиссёр при этом снимал с заднего сидения автомобиля).

Жан-Луи и Анна полюбили друг друга, обрели счастье, а их дети – настоящую семью. Короткие диалоги, нежные взгляды, крупные планы, едва уловимые касания рук. Наблюдая за главными героями, за их романом, можно почувствовать неловкость, ведь мы видим их мечты, воспоминания, страхи, страсть. Камера показывает то, что, казалось бы, не должно быть доступно для чужих глаз: что-то очень личное, откровенное.

Мужчина и женщина

Итогом стала «Золотая пальмовая ветвь», два «Оскара» («Лучший иностранный фильм», «Лучший сценарий»), два «Золотых глобуса», Премия Британской киноакадемии.

Многие кинокритики обвиняли Клода Лелуша в «плоскости» картин, в бесконечных клише, отсутствии творческого мышления. Но несмотря на это, на провалы его предыдущих работ, Лелуш сумел снять фильм, считающийся теперь классикой мирового кино. Имя постановщика теперь произносится как «имя поэта», создателя «кино для всех» и «гениального лирика».

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here