Путь домой
Двое мужчин (Майкл Шеннон и Джоэл Эджертон) едут вместе с мальчиком Алтоном (Джейден Либерер) по США. В новостной передаче рассказывают, что один из этих мужчин – предполагаемый похититель ребёнка. Однако сам мальчик исключительно спокоен и читает комиксы с надетыми плавательными очками, пока взрослые пытаются как можно скорее покинуть границу штата. Поначалу нам практически не объясняют предысторию героев, но постепенно мы узнаём, кто они, и можем строить предположения, почему эти двое увозят Алтона, а некая религиозная секта и спецслужбы США хотят его найти.
Новый фильм Джеффа Николса принадлежит к довольно редкому в наше время жанру социальной научной фантастики. Он был популярен в Великобритании после Второй мировой войны не в последнюю очередь благодаря книгам Джона Уидмена «День Триффидов» и «Кукушата Мидвича». В последний раз кино схожего направления мы могли видеть у Эдгара Райта в «Армагеддце», но он и «Специальный полуночный выпуск» – всё-таки весьма разные по настроению картины.
Николс остался верен себе не только в том, что вновь работал вместе с Майклом Шенноном. Хотя это его первый опыт на поле фильмов со сверхъестественными элементами, он использует их крайне грамотно и по минимуму, так что, как и в «Укрытии» с «Мадом», здесь всё в первую очередь упирается в персонажей.
Да, мальчик обладает уникальными способностями, причём довольно изобретательно придуманными, но в немалой части ленту можно обозначить как роуд-муви, где мальчик и взрослые едут к определённой цели, пока все вокруг им мешают. Кроме появляющейся позже героини Кирстен Данст, которая, как и любая добропорядочная мать, помогает сыну в его главном стремлении.
Кроме путешественников нам помогает разобраться в истории герой Адама Драйвера – правительственный агент Пол, расспрашивавший членов секты об Алтоне. Сам фильм не спешит всё объяснять и крайне грамотно дозирует предоставляемую информацию. И в совокупности с не самым динамичным темпом повествования и минимумом предыстории получается, что можно попросту потеряться в происходящем. Конечно, грамотная операторская работа Адама Стоуна и в хорошем смысле пульсирующая музыка Дэйвида Уинго настраивают на нужный лад, но всё же этого оказывается недостаточно, чтобы полностью вникнуть в фильм. А неоднозначная концовка только закрепляет ощущение, что ты недопонял, о чём же было кино.
Даже само название – «Специальный полуночный выпуск» – кажется каким-то шифром, который ты вроде бы и разгадал к середине, но не перестаёшь надеяться, что потом получишь более внятное объяснение, чем придуманное тобой самим. Но оно так и не появляется.
Тем не менее, это очень грамотно рассказанная нетипичная история, которая даёт драме одного мальчика такой масштаб, что в фильме даже есть кадр, охватывающий весь штат Флорида из космоса. Подобное как минимум заслуживает внимания, хотя бы ради отличных актёров и грамотной режиссуры.