Боги Египта

Египетская сила

Голливуд – место, где ежедневно властвует магия, где живут боги по соседству с людьми, сияние золотых гор, очарование бескрайних зелёных просторов и глубина денежных рек манят; попасть туда – мечта многих. Голливуд рос на пустыне, но некоторое время спустя на пустоши ожила страна чудес, где поступь прогресса напалмом выжгла слабые попытки конкурентов сделать хоть что-то столь же великое. Этот Голливуд, развившийся до межкосмических галактик и джедайских войн, всё чаще ностальгически вспоминает былые годы, не гнушаясь, впрочем, дарами новой эры. Возможно, именно поэтому детище режиссёра Алекса Пройаса «Боги Египта» выглядит своеобразной смесью старомодного Голливуда и компьютерных игр нового времени.

Фильм напоминает пятидесятые, времена Кёртица, Дэйвса или Кубрика, когда любой фильм снимался с непостижимым красочным размахом, а съёмки практически стопроцентно происходили только в студиях – картонный мир декораций, в который верили миллионы кинозрителей, но в то же время мир, где Железный человек вряд ли бы хоть кого-то напугал – тут все боги так выглядят. Режиссёр Алекс Пройас, семь лет ничего не снимавший, внезапно выпускает очень нехарактерное для себя кино, больше похожее на микс очередных новинок PlayStation и отсылок к величественному кинематографу ушедших лет. Взболтать, не смешивать, залпом принять не выйдет – может вызвать изжогу.

«Боги Египта» берут за основу реальные египетские мифы, благополучно пользуясь их непростыми хитросплетениями, но предлагая свою версию событий – так, например, о самом Египте начинающему зрителю достаточно знать, что там был песок и пирамиды, женщины умудрялись носить пуш-ап, а мужчины все как один загорелые красавцы с обложки журнала. Во дворцах живут совсем не фараоны – в самом деле, это было бы ужасно банально! – а боги, которые умеют перевоплощаться в разных существ, больше похожих на древних трансформеров. В этой прекрасной стране счастливый египетский народ собирается на коронацию, где их любимый бог и царь Осирис передаст корону и все остальные атрибуты власти своему сыну Гору. На вечеринку в лучших традициях известных сказок является ещё один сын Осириса Сет, который, как позже выясняется, во-первых, пришёл не один, а с толпой вооружённых солдат, а во-вторых, имеет свои взгляды на то, кто должен сесть на египетский трон. Не стоит и говорить, что произойдёт потом – в начале сказок зло всегда довольно картинно торжествует, поэтому Сет, довольно покручивая ус и почёсывая бороду, начнёт бесчинствовать в Египте, Египет начнёт не слишком натурально страдать, но только один простой смертный, похожий на сёрфера с пляжа и Аладдина одновременно, найдёт способ противостоять бородатому тирану.

Боги Египта

В самом деле, история банальней не придумаешь, однако Пройас, не даром ставший в своё время культовым режиссёром («Ворон», «Знамение»), знает, что творит, и делает ставку именно на визуал. Его Египет представлен невероятнее некуда – он состоит из футуристических дворцов, таинственных пирамид из песка, обелисков размером с небоскрёб, песочных уродливых Сфинксов, огромных змей, взрывающихся как автомобили из боевиков семидесятых и многого другого, что, возможно, ждёшь увидеть в каждом подобном фильме, но находишь именно в этом.

Вдохновлённый куда больше видеоиграми, нежели реальными мифами, Пройас местами очевидно перегибает палку – если бы в следующем кадре появился Супермен, помогающий Гору добить Сета, вряд ли бы кто-то удивился. «Так плохо, что даже хорошо» – возможно, то самое, что можно сказать обо всём этом безумии – ну где ещё можно увидеть межпланетного лысого Джеффри Раша в роли всемогущего бога Ра, ростом под два метра, тянущего Солнце на другую сторону плоской земли и периодически постреливающего огненными шарами в адского змея, который, в свою очередь, выглядит как взбесившийся кишечник?

Конечно, вряд ли можно сказать, что эта сцена может оправдать всё остальное, однако «Боги Египта» стремятся к подобной театральности каждые пять минут, отчего глупость происходящего уже кажется делом вполне для Египта обыкновенным – ну подумаешь, шотландский актёр Джерард Батлер, играющий египетское божество, летает на колеснице, запряжённой жуками-роботами, с кем не бывает. Во-первых, это красиво – пир технологий, богатство цвета, апогей безумия на один квадратный метр плёнки. Во-вторых, Пройасу, как кажется, совершенно всё равно – спустя семь лет молчания он наконец-то взаправду снимает, что хочет, оставляя впечатление скорее творца, пробующего новый жанр, нежели бесталанного безумца, перегревшегося под египетским солнцем.

Вердикт: После многочисленных путешествий по пустыням, оазисам, землям мёртвых и пирамидам Сфинкса, «Боги Египта» заканчиваются в такой же какофонии, как и начинались – всё это зрелище, визуально великолепное, но совершенно бессмысленное, сложно осмыслить или собрать в голове воедино. Однако это прекрасно само по себе – странно, нелепо, но весь этот оркестр играет так «по-голливудски», что даже и не определишь, кто сфальшивил. Да и сфальшивил ли, ещё вопрос – в конце концов, сами знаете, на всё воля Ра.

7

3

5

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here