Горе от ума
В 2005 году управляющий крупным инвестиционным фондом Майкл Бьюрри понимает, что рынок ипотечных кредитований США – мыльный пузырь, который в скором времени лопнет. Тогда он совершает отчаянный шаг и страхует около миллиарда долларов своих клиентов через кредитный дефолтный своп – особый договор, страхующий по долгам от дефолта. Уолл-стрит реагирует на это по-своему: многие считают действия Бьюрри причудой свихнувшегося гения. Но некоторые крупные инвесторы начинают осознавать, что выходка главы Scion Capital ООО – предтеча будущего глобального кризиса, грозящего подкосить банковскую систему и, как следствие, средний класс – основной двигатель экономики.
Когда режиссёр, специализирующийся на комедийных бадди-муви («Телеведущий: Легенда о Роне Бургунди», «Копы в глубоком запасе»), берётся за постановку разговорной драмы о подводных камнях кризиса банковской системы 2008 года, то невольно становится страшно. Пусть актёрский состав и пестрит первоклассными артистами, обладателями и номинантами премии «Оскар» – в их число затесались Кристиан Бэйл, Брэд Питт, Мариса Томей, Стив Карелл, Райан Гослинг и Мелисса Лео, – на первый взгляд этого кажется мало для создания крепкого фильма. Но Адам МакКей с яростным воодушевлением непризнанного художника первыми же кадрами рассеивает опасения зарвавшихся критиков.
Продуманный нарратив «Игры на понижение», благодаря которому сухие факты, заумные экономические постулаты и малопонятные далёкому от теорий Адама Смита зрителю термины подаются в нарочито ироничном, сатирическом ключе, способен увлечь и маргинала, и сноба. Но это далеко не единственное достоинство фильма. Тут вам и внезапное эпизодическое появление замечательной Марго Робби, играющей, как ни странно, Марго Робби, и наглое – на грани фарса – разрушение пресловутой четвёртой стены, и вновь неожиданно прекрасный в драматическом амплуа Стив Карелл, и умелый, небезынтересный монтаж Хэнка Коруина («Древо жизни», «Прирождённые убийцы»).
Авторы делают всё возможное, чтобы дискурс фильма – холодный и безжизненный на сценарных листах – ожил, заиграл яркими красками, обретя настоящие плоть, кровь и душу. Картина – отнюдь не сингулярное высказывание по теме, недоступной большинству простых обывателей, но вариативно трактуемая, преданная огласке, сдобренная – в строго дозируемых количествах – художественным вымыслом, летопись хронологии событий. По мере развития истории можно несколько раз поменять своё мнение о главных героях, будь то взбалмошный гений Майк Бьюрри (Бэйл), тяжело переживающий личную трагедию Марк Баум (Карелл) или хитроумный денежный воротила Джаред Веннетт (Гослинг).
Создаётся впечатление, что временами фильм хочет выглядеть лишь унылым очерком об истории успеха предприимчивых инвесторов, об исключительных богоподобных персонажах, добившихся успеха не только благодаря удаче, но в первую очередь из-за своих исключительных способностей. На деле это не так, ведь поведанная МакКеем история – в первую очередь правдивый рассказ о пусковых рычагах и кнопках воздействия, на которых и держится существующий миропорядок в финансовом секторе – возможно, нижней карте в карточном домике.
Основой для работы одного из сценаристов и постановщиков популярного в Америке телешоу Saturday Night Live стала книга Майкла Льюиса «Большая игра на понижение. Тайные пружины финансовой катастрофы», изданная в 2010 году и мгновенно превратившаяся в бестселлер. К сожалению, документальная первооснова чувствуется. Фильму всё же, при гармоничном сочетании многих его компонентов, не хватает драматизма и – совсем немного – динамики. Режиссёрский взгляд кажется отстранённым, а персонажи, несмотря на вклад Бэйла и компании, теряются на фоне самой истории – всеобъемлющей, безвыходной, демонстрирующей фатальность популизма как явления.
«Игра на понижение» не слишком требовательна к своему зрителю. Да, для того, чтобы лучше понять суть происходящего на экране (в самых мельчайших подробностях), потребуется некоторая подготовка, погружение в тему. Но и к тем, кто сочтёт подобный подход неоправданным, лента вполне благосклонна. Необязательно разбираться в детерминантах, которыми оперируют Бьюрри и остальные, достаточно понять лишь общую концепцию пирамиды. Для этого создатели доходчиво объясняют необходимые и достаточные для осмысления сюжетной линии понятия.
Вопреки всему работа Адама МакКея – не история о нескольких деловитых умниках, погревших руки на всеобщем кризисе, не амбициозная попытка вклиниться в очередную гонку за лунным человечком, но – тонально – максима о крахе надежд миллионов, о неоправданно глупых смертях, фактически приравненных к безнаказанным массовым убийствам, ортодоксальная интерпретация извращённости системы, всеобщего бездействия в условиях пандемии чумы нового века, ответственными за которую стали мы с вами – простые человеческие существа.
Вердикт: Бесстрастная, малопривлекательная в эмоциональном спектре лента на деле оказалось обаятельным, обстоятельным и актуальным в свете последних событий высказыванием на тему финансового кризиса восьмилетней давности, пускай и недобравшим несколько баллов в драматическом плане.
6 |
9 |
7 |